РИГА, 3 сен — Sputnik. У портов в Прибалтике в ближайшее время не исчезнет работа – в России пока не хватает собственных мощностей для перевалки угля, не построены специализированные терминалы по ряду опасных химических грузов. Кроме того, в Прибалтику можно ввозить и перемещать немаркированную продукцию в розничной таре, а в РФ – нет, рассказал в интервью dp.ru директор по направлению "Аналитика и логистика" ООО "Морстройтехнология" Александр Головизнин.
На сегодня большое количество грузов, которые переваливаются в Прибалтике, в российских портах обрабатывать негде или не получается.
"Как минимум это аммиак, метанол, много мелкопартионной жидкой химии. У нас нет ни одного терминала для перевалки аммиачной селитры навалом", — рассказал Головизнин.
Он пояснил, что в России такие терминалы не были построены в том числе и в связи с очень жесткими требованиями по пожаробезопасности, полностью соответствовать им очень сложно.
Продолжает переваливаться в Прибалтике и российский уголь – пока что отечественных мощностей ни на Балтике, ни на Черном море не хватает. Резерва по увеличению пропускной способности у имеющихся терминалов практически не осталось, а новые пока не достроены, рассказал эксперт.
"Ростерминалуголь", например, обрабатывает больше грузов, чем предполагает проектная мощность. Терминал в Высоцке для создания резерва также работает на пределе. Серьезно загружен углем УПК (универсальный перегрузочный комплекс, грузовой терминал в порту Усть-Луга — ред.) и думает над дальнейшим расширением мощностей. И даже порт Выборг со своим весьма мелким флотом загружен углем. "Юг–2" перешел к работе с углем и проектирует специализированный угольный терминал", — пояснил Головизнин.
"Но пока без прибалтийских портов со спросом на перевалку угля не справиться", — подчеркнул он.
Еще один вид деятельности, на котором зарабатывают прибалтийские коллеги, — складское хранение.
"Какая–то часть грузов идет через складские комплексы в Прибалтике, где и хранение дешевое, и таможенных платежей нет. Там есть возможность переформировать товарную партию. Да, там много "серых вещей", но много и абсолютно нормального законного прозрачного бизнеса", — пояснил Головизнин.
Он пояснил: хрестоматийным примером уже стал транзит алкогольной продукции. В России ввоз и перемещение немаркированной продукции в розничной таре невозможны, а в Прибалтике таких ограничений нет.
"То есть, если крупные импортеры покупают вино прямо на заводах, товар там и обклеивают. А более мелкие компании, покупая алкоголь где-нибудь на ярмарке, получают партию немаркированной. Такой товар идет в какой–либо из портов Прибалтики, там ящики раскрывают, бутылку достают, на каждую наклеивают этикетку", — рассказал о традиционной схеме эксперт.
По его словам, прибалтийские компании на этом зарабатывают хорошие деньги, и это абсолютно законно.
Он напомнил, что в России тоже пытались облегчить условия для импортеров, в Бронке заявили, что сделают таможенный склад на своей территории в попытке решить вопрос с длительным хранением. Головизнин считает, что для некоторых участников внешнеэкономической деятельности это может быть интересно, но подчеркивает: таможенный склад — это все-таки не то же самое, что экстерриториальная операция с грузом.