Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Латвийский транзит надеется, что Россия "поддержит ему штаны"

Подписаться на
Латвийские фермеры могут недосчитаться половины урожая зерновых в этом году, падает и грузооборот в портах

РИГА, 13 авг — Sputnik. Затяжные дожди прошлой осенью и засушливое лето 2018 года негативно сказались на урожае латвийских фермеров – по некоторым культурам падение объемов достигает 50%. Повлияла жара и на урожай соседей – Скандинавии, Франции, Германии, юга России. В результате снижается и транзит через латвийские порты, в Лиепае надеются, что ситуацию поправит хороший урожай подсолнечника и свеклы в РФ, сообщает передача "Домская площадь" Латвийского радио 4.

По словам члена правления Liepaja Bulk Terminal Юрия Матвеева, уборка урожая зерновых в Латвии уже идет полным ходом, качество его хорошее, но зерна мало.

Выгрузка вагона с зерном в порту - Sputnik Латвия
РЖД объяснили сложности с экспортом зерна через Прибалтику

"По регионам Латвии это немного колеблется, но, скажем, Курземе и Северное Курземе пострадали больше всего. Я думаю, что здесь, наверное, минус 50%, если все вместе посмотреть. Это очень большая цифра", — сказал Матвеев.

По словам фермера Эрика Путры, крестьянам удается выйти "по нулям" при урожае три тонны с гектара, а в этом году с некоторых полей удалось убрать не более двух тонн.

Аналогичные проблемы и в других странах Европы.

"В Германии вообще самый низкий урожай за последние 24 года. Во Франции тоже значительно меньше из-за засухи. Скандинавия тоже, как Латвия, стонет, собирает урожай значительно меньше. (…) Украина фактически думает о введении каких-то там заградительных пошлин, чтобы не вывезли очень много на экспорт продовольственного зерна. Юг России тоже пострадал", — сказал Матвеев.

Низкий урожай толкает вверх цены на зерно. Однако латвийские фермеры не смогут на этом почти ничего заработать, поскольку заключали договоры на продажу зерна будущего урожая еще в декабре-январе по цене 176-182 евро за тонну. Сейчас стоимость зерна выше 200 долларов за тонну, но крестьянам сначала надо выполнить договоры.

"Теперь эти договоры надо выполнять. Заключили их на 50% от запланированного урожая. Но урожай-то – только 50% от запланированного. Так что хорошо, если договоры сможем выполнить. По более низкой цене. От этой высокой цены ничего не получим", — пояснил Матвеев.

Надежда на РФ

Из-за низкого урожая снижается и объем перевалки в латвийских портах.

Уборка пшеницы - Sputnik Латвия
Может стать нашим рынком: зернопроизводители РФ теснят аграриев ЕС

"С транзитом вообще никаких прогнозов нельзя делать, потому что эта тема непредсказуема. Здесь мы фактически работаем от месяца к месяцу, мы не понимаем и не знаем, что может быть через 3-4 месяца, то есть какие факторы будут влиять на транзит в целом. Эта тема, скажем, она не новая, мы так живем уже несколько лет, поэтому мы постоянно под прессом того, что все-таки грузопотоки на Латвию где-то глобально должны уменьшаться", — говорит Матвеев.

Период с 1 августа 2017 года до 1 августа этого года был для Liepaja Bulk Terminal весьма успешным — перегружено 2 миллиона 700 тысяч тонн зерна и продуктов переработки сельского хозяйства.

Однако, каким окажется этот год, Матвеев прогнозировать не берется.

"Мы понимаем ситуацию, чтобы сохранить какие-то объемы, смотрим тоже на продукты переработки, которые не зависят от уборки урожая, это уже больше зависит от заводов. То есть урожай подсолнечника в России должен быть хороший, может быть, даже очень хороший, этот сегмент будет "поддерживать наши штаны", скажем так. Урожай сахарной свеклы тоже будет не хуже, чем в прошлом году. Эти культуры поздние, их будут убирать только в сентябре, на них надежда есть. Будем стараться выживать", — заключил Матвеев.

Транзитный сектор Латвии лишился значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. По данным организации "Балтийская ассоциация — транспорт и логистика", за четыре года железнодорожные перевозки сократились на 23%, оборот портов Латвии — на 16%, а народное хозяйство потеряло по крайней мере 132 миллиона евро.

По мнению экспертов, ситуация в латвийском секторе транзита может ухудшиться еще больше — после того, как в России будут достроены специализированные терминалы.

Так, в морском порту Усть-Луга в Кингисеппском районе Ленинградской области в ближайшее время появятся три новых терминала — по переработке зерна, пищевых продуктов, а также генеральных и сыпучих грузов.Принимающая способность новых портовых объектов превысит 1100 вагонов в сутки, или 20-25 миллионов тонн грузов в год

Также на берегу Кольского залива начато строительство комплекса перегрузки угля "Лавна". Развитие портовой инфраструктуры в Мурманске, по оценкам экспертов, позволит увеличить объемы экспорта угля, перевести грузопотоки из портов Прибалтики (уголь составил основу перевалки грузов в крупнейшем в Латвии Рижском свободном порту, а также в Вентспилсском порту в 2017 году) на российские порты и освоить новые рынки сбыта. Кроме того, это позволит повысить транзит угля из Казахстана, возможности которого ограничены дефицитом специализированных мощностей.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала