РИГА, 30 авг — Sputnik. Затраты на содержание клайпедского терминала СПГ для крупнейшего в Литве потребителя газа — йонавского производителя удобрений Achema — могут снизиться вдвое в связи с решением правительства выкупить арендуемое сейчас судно-газохранилище Independence.
Комиссия по развитию экономической инфраструктуры 20 августа приняла решение о выкупе судна-газохранилища у норвежской компании Hoegh LNG по окончании срока аренды в 2024 году. Стоимость суда не разглашается, но по разным оценкам, составляет от 121 миллиона до 160 миллионов евро. Если это решение утвердят правительство и парламент, оно позволит распределить затраты на содержание терминала на более длительный временной период и облегчить бремя его содержания для потребителей. По подсчетам кабмина, это позволит уже с 2019 года снизить их ежегодно как минимум на 23 миллиона евро — с 66 до 43 миллионов евро.
Для Achema плата на содержание терминала может снизиться с 20 до 10 миллионов евро, заявил премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в интервью радиостанции Ziniu radijas.
"Проведена подготовительная работа, состоялись переговоры, имела место не одна встреча с министерством энергетики. Теперь я посмотрю, какой прогресс, и мы представим окончательные решения, особенно о том, что для них чувствительно, — о содержании терминала. (…) Согласно тем решениям, которые принимает правительство, затраты и содержание (терминала — ред.) по сути уменьшатся наполовину", — сказал премьер.
Йонавский завод Achema, который раньше напрямую заключал контракты с "Газпромом", а теперь покупает СПГ, летом остановил часть производства. Закрыт один из двух цехов, производящих аммиак; не работает часть цеха, производящего карбамид; остановлена когенерационная электростанция, поставлявшая энергию производственным мощностям. В тех цехах, где работа еще не остановилась, сокращены объемы производства продукции. Часть работников завода отправлена в неоплачиваемый отпуск. Причина — дорогой газ, который делает продукцию завода неконкурентоспособной.
Ранее сообщалось, что руководство Achema отказалось заключать долгосрочный контракт на поставку сжиженного природного газа с Клайпедского терминала в обмен на снижение бремя по его содержанию "на двузначный процент".
"Как долгосрочные обязательства не были возможны со стороны представителей министерства, так долгосрочные обязательства невозможны и с нашей стороны. Мы все ратуем за энергетическую независимость, но бремя должно распределяться очень разумно, а не на одно предприятие", — заявила председатель правления и крупнейший акционер Achemos grupe Лидия Лубене после встречи с министром энергетики в июне.
Литва не раскрывает цены, по которым покупает СПГ, не называются, однако недавно у компании Litgas образовался излишек СПГ, который она продала с аукциона. Оператор газовой биржи GET Baltic сообщил, что цена составила около 280 долларов за тысячу кубометров.
"Газпром" в 2017 году оценил среднюю стоимость поставок газа в Балтию на уровне в 162 доллара за тысячу кубометров. Стоимость в 2018 году не называлась, однако в среднем для поставок в дальнее зарубежье цена топлива "Газпрома" выросла на 15%. Если предположить, что и для поставок в страны ближнего зарубежья цена увеличилась пропорционально, это означает, что стоимость за тысячу кубометров в первом полугодии 2018 года для Балтии составила около 185 долларов. Это на 34% дороже, чем стоимость перепроданного на бирже литовского СПГ.
Аналогия с латвийским Liepājas Metalurgs
Ситуация с литовским заводом Achema, у которого возникли проблемы из-за необходимости платить за содержание СПГ-терминала и покупать заведомо дорогой сжиженный газ схожи с теми, которые несколько лет назад испытывал крупнейший латвийский завод — Liepājas Metalurgs. Главная проблема "Металлурга" была связана с тарифами на электроэнергию.
Многие эксперты сходятся во мнении, что к банкротству предприятия привело введение системы компонента обязательной (КОЗ) закупки электроэнергии. КОЗ — это та часть стоимости электричества, сборы за которую государство направляет на поддержку отрасли альтернативной энергетики, дотируя малые ГЭС, ветряные парки, переработку биомассы, биогазовые станции и других производителей электроэнергии из возобновляемых ресурсов. Механизм поддержки КОЗ начал работать в Латвии с 2008 года.
Затраты на электроэнергию, составляющие значительную долю себестоимости стальной продукции, в итоге сделали латвийское предприятие неконкурентоспособным.