РИГА, 25 июл — Sputnik. В Латвии очень большая доля теневой экономики, когда люди не платят налоги, большое число людей не работают без официальной причины, поэтому новая система страхования здоровья была стране необходима, иначе здравоохранение не на что было бы финансировать, заявила министр здравоохранения Анда Чакша МК Латвия.
С 1 сентября этого года почти 300 тысячам жителей Латвии, у которых нет трудовых договоров с работодателями, придется делать добровольные взносы в государственный бюджет (51,6 евро, а с 1 января следующего года – еще 154,8 евро, а в 2020-м — 258 евро в год). В противном случае они получат доступ только к так называемой минимальной корзине медуслуг, куда входят неотложная помощь, помощь при родах, услуги семейного врача (но без выписки направлений на обследования и анализов), лекарства и медицинское оборудование, компенсируемые из госбюджета, услуги по лечению общественно опасных заболеваний (психические болезни и туберкулез) и медикаменты для их лечения.
Министр здравоохранения Анда Чакша рассказала, что дает здравоохранению новая система, и как она будет работать.
Уплатили — получите
По словам Чакши, статус пациента – застрахован или нет – будет отражен в системе э-здоровья, в которой абсолютно у каждого латвийца есть свой профиль. Оплатить взнос модно прямо на сайте eveseliba.gov.lv. Если у человека нет доступа к компьютеру, он может обратиться в региональное отделение NVD (Национальная служба здравоохранения), где ему скажут, сколько он должен платить, чтобы присоединиться к системе добровольно. Заплатить можно также на почте или в банке.
Платить взносы тем, за кого это не делает работодатель, нужно с 1 сентября 2018 года. Для незастрахованных лиц до конца этого года установлен переходный период. Это означает, что с 1 января и до 31 декабря 2018 года они все равно получают все услуги здравоохранения, даже если не начнут в этом году платить. Однако Чакша советует начать платить уже сейчас — чтобы на следующий год не пришлось изыскивать в своем семейном бюджете сразу большую сумму – за 2018 и 2019 гг.
Министр пояснила, что уплата взносов сделает финансирование здравоохранения стабильным.
"Больше денег в системе – значит, доступнее врачи и все обследования, которые нужны для человека. Мы показывали уже в апреле, что за прошлый год, когда нам дали дополнительно 32 миллиона евро, очереди снизились на 64% в дневных стационарах, на 32% — на исследования, на 42% — на консультации", — пояснила Чакша.
По ее словам, решение увязать уплату социального взноса с услугами здравоохранения продиктовано тем, что в Латвии большая доля теневой экономики, и многие просто не платят государству ничего. Теперь введена четкая зависимость — вы платите социальные взносы, и вы получаете полный пакет здравоохранения.
Очереди
Чакшу попросили ответить на несколько частных вопросов о том, как изменится система здравоохранения с этого года. В частности, министра спросили о том, можно ли быть уверенным, что, заплатив из своего кармана положенную сумму, на прием, например, на фиброгастроскопию не придется ждать очереди месяцами, как это нередко происходит сейчас. На это Чакша ответила уклончиво.
"Вы знаете, сколько в Великобритании должны пациенты ждать гастроскопию? Шесть месяцев. Это считается нормой. У нас, если у человека острая ситуация, он попадает по неотложной помощи и сразу получает свою гастроскопию. Если у него индикация на рак, то он получает свою гастроскопию в течение 10 дней. А если ему кажется, что у него какое-то хроническое заболевание, то врач пишет, что он должен сделать ее в течение трех месяцев. И в течение трех месяцев у нас сейчас пациент должен ее получить", — сказала министр.
Другой вопрос был о том, необходимо ли все годы, что человек ждет, например, операции по удалению катаракты, платить взносы.
"Ну, конечно. Эти четыре года он же не только операцию ждет, он, наверное, получает и другие медицинские услуги", — ответила Чакша.
Смена статуса
Также у Чакши поинтересовались, как будет рассчитываться сумма взносов, если человек меняет статус — из безработного в официально оформленного или обратно.
По ее словам, если человек самостоятельно заплатил взнос, а через несколько месяцев устроился на работу, и его зарплаты начали удерживать взносы социального страхования, он может обратиться в NVD, и ему вернут деньги, за вычетом взноса за те месяцы года, когда он еще не работал.
В обратной ситуации, когда человек работал, но его уволили, если трудовой договор действовал 9 месяцев из 12, то он будет получать пособие по безработице, а также он на все эти 12 месяцев получает медицинское страхование. Если человек работал, например, пять месяцев, а не девять, он должен зарегистрироваться в качестве безработного, и взнос за него заплатит государство.
Люди предпенсионного возраста – самые незащищенные
Многие люди предпенсионного возраста физически не могут работать во многих отраслях, однако для них в законе нет никаких послаблений. Чакшу спросили, почему государство не хочет само страховать людей, которые имеют большой стаж работы, например, начиная с возраста в 60 лет, — ведь статус безработного (при котором взносы платит государство) таким людям очень легко потерять, несколько раз отказавшись от предлагаемой работы, зачастую тяжелой и малооплачиваемой.
"С точки зрения здравоохранения, должна быть причина, почему человек не работает. Или он зарегистрирован как безработный, или у него есть инвалидная группа, или он болен. Есть 21 группа, когда человека страхует государство. Надо считаться также с тем, что в настоящий момент есть, скажем так, легальный режим уплаты налогов, при котором нет социальных взносов (микропредприятия, патентная плата), где люди в настоящий момент не являются социально застрахованными. И где тоже могут быть ситуации, когда у них очень маленький уровень доходов. Это есть та следующая группа, о которой нам в настоящий момент вместе с министерством благосостояния надо думать", — сказала Чакша.
По ее словам, сегодня очень большое число людей не работают без официальной причины.
"Поэтому трудно записать в законе такую причину "без сил". Знаю людей, которым сегодня 95 лет, а они продолжают танцевать. Так что это история о том, заботимся ли мы о своем здоровье вообще", — заключила министр.