РИГА, 11 окт — Sputnik, Юлия Грант. В Сейме прошла конференция по финансовой реформе здравоохранения, которую правящая коалиция преподносит как небывалый подарок отрасли и шаг к прогрессу.
На деле она может лишить гарантированной Конституцией медицинской помощи 300 тысяч латвийцев — одну шестую часть населения страны. В первую очередь реформа ударит по многочисленной диаспоре гастарбайтеров, которые ранее исправно голосовали на экстерриториальных избирательных участках за Национальное объединение.
Следующие мишени — владельцы микропредприятий, самозанятые лица, теневики, которым предлагается с 1 января покупать минимальную корзину медпомощи за 1% от минимальной зарплаты, то есть 4,30 в месяц. "Солидарные взносы" будут делать и лица, оформленные по трудовому договору: для них вводится дополнительный социальный налог — по полпроцента с работодателя и работника, в сумме 1%. У этой категории законопослушных людей тоже появляется повод для волнения, так как в существующей редакции закона предоставление медпомощи связано с уплатой социального налога. Если начисленный налог не поступил в казну, бесплатных услуг врача пациенту не видать.
Гордость и предубеждение
В свою очередь премьер Марис Кучинскис (Союз зеленых и крестьян) сообщил, что реформа потребует создания новой системы учета услуг. Остается за скобками вопрос, как это сделать в течение месяца-двух до Нового года в отсутствие не только окончательной редакции закона, но и подзаконных актов.
Между тем чиновники уже предаются своим обычным репрессивным фантазиям: директор Государственного агентства социального страхования VSAA Инесе Шмитиня откровенно заявила, что "декларированные платежи соцстраха еще не означают оплаченных", так что огрехи многоступенчатой системы учета пациентов, имеющих доступ к медицине, это ведомство готово переложить на самих пациентов.
"Медицина, в отличие от пенсии, — это не то, что будет через 30 лет, а то, что влияет на жизнь уже завтра. Это будет стимулировать уплату налогов", — уверена Шмитиня.
Похоже, ее совсем не волнует, какие эмоции испытает человек, которого "потеряли" в цепочке передачи информации "работодатель — Служба госдоходов — VSAA — Национальная служба здоровья — база данных врачей".
Руководитель профильной комиссии по социальным и трудовым делам Айя Барча (СЗК) понимает, что закон сырой, однако надеется, что при его доработке "нам всем повезет" и "партнеры по сотрудничеству, министерства еще раз подумают о том, чтобы формулировки закона были конкретными".
"Один процент соцналога будет направлен на финансирование зарплаты медперсонала. Мы задавали вопросы Национальной службе здоровья, как это будет делаться, но нам не ответили, — признала Барча. — Как мы поняли, снижения пациентских взносов не будет".
Министр Анда Чакша напомнила, что когда-то латвийская медицина славилась инновациями, которые "до войны внедрялись сразу после Германии".
"Сейчас мы говорим о профилактике, о предотвращении смертности, — вернулась в настоящее время министр. — Связано ли это с финансированием? Конечно! Квоты на государственные медицинские услуги кончились в августе и сентябре, во многих больницах нет врачей. Реформа направлена на доступность услуг, их приближение к дому. Закон о финансировании должен решить эти проблемы".
Не очень понятно, как услуги "приблизят к дому", если в Латвии продолжается централизация больниц с ликвидацией районных и региональных стационаров. Некоторые из них были и отремонтированы, и оснащены, нередко за европейские деньги. Получается, затраты были зря, а при таком подходе никакого бюджета не хватит на поддержание отрасли. Но виноваты в этом, по словам Чакши, опять простые граждане — те, кто "до сих пор считает, что не платить налоги хорошо. Чтобы с этим бороться, внедряется увязка медицинских услуг с уплатой налогов. Если взносы будут слишком велики, мы не сможем мотивировать людей участвовать в системе. Но дискуссия началась, и это хорошо".
Позорные 4,30
Цирцене раскритиковала правительственную идею "двух корзин" услуг: минимальной за 4,30, включающей неотложку и визиты к семейному врачу, и обычной. С ней согласилась руководитель Ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска: "Что делать, если к семейному врачу обратился пациент с подозрением на туберкулез или ВИЧ, опасными инфекциями, которые врач обязан предупредить? Без анализов и рентгена мы не можем поставить диагноз, но анализы в минимальную корзину не включены".
Козловска категорически против того, чтобы врачей превращали в церберов, охраняющих бюджет: "Из 300 тысяч человек не все злоумышленные неплательщики налогов".
Руководитель Общества врачей Петерис Апинис представил результаты обширного опроса, показавшие, что "средний" врач обслуживает 66,5 пациента в неделю, 15,49 часа из своей реально 48-часовой недели проводя за бюрократическими бумагами. Этот показатель вырос с 2013 года больше, чем на 2 часа, в год получается 113 часов.
Иронически предложив назвать хваленый законопроект "бедой Чакши" или "хвойной тропой СЗК", Апинис фактически указал на главную проблему: хроническое недофинансирование медицины, которому даже поголовные взносы ничего не дадут.
Блеск и нищета
Аналитик Дайга Бехмане (Латвийская ассоциация экономики здоровья) показала на цифрах: новый налог добавит в бюджет 85,3 млн евро, что составляет 5% общего финансирования. Доля пациентских взносов останется на том же уровне: 40%, или 670 млн евро.
"Финансирование из госбюджета — это уже перераспределение собранных с населения налогов, — указывает Бехмане. — И новая инициатива не приближает Латвию к принципам Всемирной организации здравоохранения: равноправности, справедливости, солидарности использования медицинских услуг, а особенно — эффективному и прозрачному использованию средств".
Бехмане считает, что главная беда латвийской медицины — явный крен в финансирование "железа", а не людей. По количеству компьютерных томографий на душу населения Латвия на втором месте в Европе, а хирургам в онкологическом центре ассистируют санитарки. На одного врача в стране приходится менее двух медсестер, тогда как европейский показатель — 4, а скандинавский — 16.
"Из года в год государственные больницы работают с убытками, которые привычно списываются, — подтверждает депутат Сейма, член комиссии по социальным и трудовым вопросам Елена Лазарева. — Месяц назад мы рассматривали заявки Республиканской университетской клинической больницы имени Страдыня, Восточной больницы и Детской университетской клинической больницы на дополнительное финансирование. Им было выделено, соответственно, 5,4 миллиона, 11 миллионов и 1,8 миллиона фактически на покрытие долгов. Примечательно, что под эти значительные суммы не было представлено даже минимального экономического обоснования, только отрицательный баланс, свидетельствующий о том, что доходы не покрывают себестоимости услуг".
При этом государственные и частные больницы в Латвии работают по одинаковым тарифам, за государственные или личные деньги они оказывают одни и те же услуги. Первые перманентно в долгах, вторые с прибылью. Елена Лазарева уверена, что причина в одном: Минздрав как организатор отрасли вообще не подходит к ее управлению с экономическими критериями.
И Еврокомиссия бдит
"Настал момент, когда мы даем деньги и можем просить серьезных реформ в отрасли, — грозно предупредила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола. — Нам надо, чтобы люди не теряли трудоспособность. Мы должны использовать внутренние ресурсы рабочей силы".
О том же твердит и Конфедерация работодателей. Ее генеральный директор Лига Менгельсоне ясно сказала: 1% дополнительных расходов на рабочую силу пережить можно, но на большее Минздрав пусть не рассчитывает.
"Мы согласны добавить 1% к соцвзносам при условии, что эти деньги пойдут на рост зарплат в медицине, — подытожила Менгельсоне. — Нам хочется видеть снижение административной нагрузки, нерациональных затрат".
Нелестную оценку хозяйственной деятельности в здравоохранении дала экономический советник представительства Еврокомиссии в Риге Агнесе Дагиле. На 2017 год Латвии давали задание повысить эффективность затрат и сократить очереди, однако результаты невелики и не улучшились в последние годы. На период с 2017 по 2019 год Еврокомиссия разрешила Латвийской Республике увеличить бюджетный дефицит (0,1% ВВП, 0,4% и 0,5%) и направить дополнительные средства на здравоохранение при условии структурных реформ. Как страна будет финансировать медицину после 2019 года? Как рост зарплат медиков отразится на доступности услуг? Как минимальный и страховой набор "корзины" совместить с квотами? Как будут реализовываться е-решения?
Наскоро испеченный закон создавался под давлением медиков, требовавших справедливой оплаты своего труда в ходе общей забастовки. Решение трехсторонней комиссии правительства, работодателей и профсоюза отрасли предусматривало повышение расходов на здравоохранение до 4% ВВП (в развитых странах этот показатель 9,5%) с нынешних 2,8%. Однако из редакции законопроекта, представленной в Сейм, конкретика исчезла.
Всемирная организация здравоохранения требовала, чтобы Латвия увеличила финансирование медицины до 5% ВВП к 2020 году. Низкая оплата труда латвийских медиков — одна из главных проблем в представлении Еврокомиссии и Всемирного банка. Обещание найти деньги дано 3 года назад.
"Надо просто сделать домашнюю работу и обеспечить отрасли надлежащее финансирование, — настаивает Керис. — Если в зале заседаний кабинета министров написано "один закон — одна справедливость для всех", а люди этот лозунг игнорируют, надо поставить точку такой политике".
Факты
- Всемирная организация здравоохранения требовала, чтобы Латвия увеличила финансирование медицинских услуг до 5% ВВП к 2020 году.
- В 2018 году здравоохранение дополнительно получит 80 млн евро, однако его недофинансирование составляет около 300 млн.
- Общие расходы госбюджета на здравоохранение в 2018 году превысят миллиард евро, жители по-прежнему заплатят еще 670 млн из своего кармана.
- В ходе опроса 64% более чем из 2 тысяч врачей указали, что финансирование ЕС используется неэффективно, 9% считают, что эффективно.
- По опросу Латвийской ассоциации пенсионеров, треть стариков не могут себе позволить медицинские услуги.