Инчукалнское подземное газохранилище уникально для Прибалтики, оно и является настоящей, а не придуманной базой энергетической независимости всех трех государств, пишет автор Sputnik Литва Борис Марцинкевич.
Для того чтобы природный газ обеспечивал все потребности прибалтийских советских республик, только магистрального газопровода было недостаточно. Важнейшей частью газотранспортной системы всегда является подземное хранилище газа (ПХГ) — единственный способ нивелировать неравномерности потребления голубого топлива.
Зимой традиционно газа расходуется больше, чем в теплое время года, днем — больше, чем ночью, в выходные и праздничные дни — меньше, чем в рабочие. Значит, нужна емкость, в которой можно хранить большое количество газа, подавая его в распределительную сеть для доставки конечным потребителям в тех количествах, которые им требуются сию минуту. Для обеспечения растущего населения и развивающейся промышленности советской Прибалтики вопрос о сооружении ПХГ стал ключевым, эту проблему нужно было решать.
Подземные хранилища газа
ПХГ, используемые для газоснабжения во всех странах, делятся на два типа. Один из них максимально удобный — это огромные подземные пещеры, или каверны, как их обычно называют геологи. Вот только природа нам таких подарков не делает, эти ПХГ всегда рукотворны — их обустраивают в пластах каменной соли, если они, конечно, достаточно обширны для этого.
Строят их медленно, новые технологии тут мало помогают — нужно пробурить две скважины, через одну под землю под давлением поставляют воду. Влили, растворили какую-то часть соли — через вторую скважину насосами подняли наверх, через первую тут же доставили в подземелье следующую порцию пресной воды. И так — день за днем, пока не будет получен нужный объем.
Но месторождений каменной соли в Прибалтике нет — это не "козни коммунистического режима", так распорядилась матушка-природа. Зная об этом, геологи искали место для ПХГ второго типа — для него нужен песчаник, но не всякий, а имеющий определенные свойства. Песчинки в его составе должны иметь возможность "подвинуться", чтобы принять газ. Слой песчаника должен быть достаточно объемный, снизу и сверху необходимы газонепроницаемые слои. Слой сверху не должен быть слишком велик — иначе для работы с таким ПХГ потребуются компрессорные станции очень большой мощности.
Одним словом, геологи получили не самое простое задание — песчаник, отвечающий всем этим требованиям, встречается нечасто. Искали тщательно во всем северо-западном регионе, но нашли только в Инчукалнсе, в 50 километрах от Риги. Куполообразный слой песчаника, сверху — от 600 до 800 метров очень плотной глины, герметично закрывающей это подземное богатство, — шикарное место.
Распоряжением Совета министров СССР в 1966 году здесь начались первые работы — хранилище расширяли в несколько этапов на протяжении полутора десятков лет. В 1974 году, когда ПХГ уже было способно вместить один миллиард кубометров газа, произошло его подключение к "Сиянию Севера" — с этого времени регион потребляет сибирский газ, приходящий в Латвию с месторождений, которые находятся в 3 тысячах километров от нее.
Одновременно с наращиванием объема Инчукалнского ПХГ развивалась газотранспортная сеть, причем не только Латвии, но и всех ее "окрестностей". Газом из этого ПХГ снабжается вся Латвия, Эстония, часть Литвы, а в зимнее время — еще и Псковская, Новгородская и Ленинградская области России, да и сам Санкт-Петербург получает газ из Латвии. Возле Питера есть два ПХГ, но их объемы по сравнению с Инчукалнсом в разы меньше. В наше время объем активного хранения газа в Латвии — 2,3 миллиарда кубометров, третье место в ЕС по этому показателю.
Инчукалнс — газовая столица Прибалтики
Инчукалнское ПХГ уникально для Прибалтики, оно и является настоящей, а не придуманной базой энергетической независимости всех трех государств. Несмотря ни на какие политические обстоятельства, несмотря на возникновение государственных границ, на напряженность отношений стран Балтии с Россией — Инчукалнское ПХГ продолжает работать, обеспечивая своих потребителей в четырех государствах.
Парадокс ситуации в том, что Латвия — единственная страна Европы, поставляющая газ в Россию, откуда она этот газ и получает. Конечно, напряженность в отношениях с Россией можно нагнетать и дальше, чтобы заставить ее отказаться от использования Инчукалнского ПХГ и потратить деньги на строительство замены — в конце концов, природный газ можно хранить и в сжиженном виде, хотя постоянное поддержание температуры в минус 160 градусов требует солидных расходов. Вот только выиграет ли от этого Латвия и ее соседи по ЕС?
Любая новая магистраль, которая потребуется для поставок газа, — это деньги, которые нужно сначала где-то найти, а потом придумать, как отдать. Гораздо разумнее создать условия, при которых использование хранилища будет выгодно всем сторонам. А сегодня обстановка в Латвии такова, что хранилище не используется на полную мощность, — потребление газа падает вслед за исчезновением энергоемких производств и сокращением населения. Если именно это является целью независимого государства Латвийская Республика, нам остается ему только посочувствовать — помочь Латвии Россия ничем не может, такое решение является суверенным правом граждан Латвии.
Динамическое равновесие
После 1991 года Инчукалнское ПХГ стало собственностью предприятия Latvijas Gāze, но треть его акций принадлежала российскому газовому монополисту — "Газпрому". И относился к своему ценному имуществу "Газпром" весьма рачительно: регулярно обновлялись компрессорные станции, заменялись отслужившие срок трубы. Такая заботливость была обусловлена не только желанием получать прибыль за счет стабильных поставок газа Латвии, Эстонии и Литве — для России Инчукалнское ПХГ остается стратегическим объектом, обеспечивающим энергетическую безопасность трех ее областей в зимнее время.
За все время, прошедшее после восстановления ее независимости, Латвия оставалась страной, которой не коснулась ни одна из газовых войн. Постоянно идет "тихая драка" с Украиной за условия транзита российского газа через ее территорию — Латвии это не касается. Ежегодно России и Беларусь спорят по поводу цены на газ — Латвию это не волнует. Строятся новые газопроводы, государства и их объединения ломают копья по этому поводу — а газовые конфорки на кухнях жителей Латвии работают исправно. Точно так же обстоят дела и в Эстонии — все газоотводы от транзитной магистрали заполнены голубым топливом, никаких проблем.
С того момента, когда были введены в эксплуатацию все три очереди Инчукалнского ПХГ, с момента подключения его к "Сиянию Севера" Латвия, Эстония и Литва находятся в зоне действия ЕСГ — Единой системы газоснабжения, удивительного наследства советской поры. ЕСГ продолжает работать надежно, ни разу не было случая, чтобы страны Прибалтики столкнулись с дефицитом природного газа. Весь вихрь событий, разворачивающихся вокруг Инчукалнского ПХГ, — инициатива не России, а руководства этих стран и Еврокомиссии.
Чтобы понять, полезны эти новые инициативы или нет, есть безукоризненно действующий индикатор — кошелек среднестатистического жителя Прибалтики. Если газовых дел мастера выкачивают его содержимое менее активно — да, новые идеи хороши, если кошелек становится все более тощим — ничего полезного в них нет. Решать, разумеется, предстоит самим гражданам, избирающим свое руководство, но стоит помнить несколько прописных истин.
Россия не заинтересована в обострении газовых вопросов — обстоятельства сложились так, что ей важнее сохранить статус-кво, дешевле поддерживать Инчукалнское ПХГ в исправном состоянии, чем обустраивать новые хранилища.
Ну и, конечно, стоит хотя бы изредка вспоминать о том, что своим уровнем жизни, комфортностью городов и поселков страны Прибалтики во многом обязаны тем, кто много лет назад проектировал и строил Инчукалнское ПХГ, тем, кто мерз в Сибири и "тащил" трубы магистральных газопроводов, кто обеспечил финансирование того, что зовется газотранспортной системой Латвии, Литвы и Эстонии. Она создана, она исправно работает, а искать или нет новые варианты, требующие времени и денег, — решать прибалтийским государствам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.