РИГА, 28 дек — Sputnik. "Дочка" государственного предприятия Latvenergo — АО Augstsprieguma tīkls (AST, "Высоковольтные сети") — выкупила два пакета акций предприятия хранения и магистральной передачи газа Conexus Baltic Grid у компаний Itera Latvija и Uniper Ruhrgas International GmbH (Uniper). Теперь Латвии принадлежат 34,36% акций Conexus Baltic Grid, еще 34,1% акций Conexus Baltic Grid планируется выкупить у "Газпрома". Почему правительство фактически ведет национализацию газового бизнеса — анализирует публицист Юрис Пайдерс в статье на nra.lv.
"Если посмотреть на последние решения правительства, то коалиция явно решила встретить столетие Латвии, восстановив Латвийскую социалистическую республику. Как иначе можно объяснить стремление правительства начать национализацию газового бизнеса?" — пишет Пайдерс.
По его мнению, начало такой крупной национализации — это исторический поворот в латвийской экономической истории. Время, когда идеологией Латвии было, что частное всегда работает эффективнее, закончилось.
"Сейчас утвержденные коалицией администраторы занялись газовым бизнесом. Следующим логическим шагом после начала такой масштабной национализации — подача заявления всеми коалиционными партиями о принятии их в Европейский социалистический интернационал", — пишет Пайдерс.
Это выводы при чисто формальном рассмотрении начатой национализации, отмечает публицист. Однако, по его словам, в Латвии можно высказать довольно весомые аргументы в пользу национализации энергетики. Тезис "частное всегда работает эффективнее" не относится к латвийскому производству электричества. Латвийский частный сектор в производстве электроэнергии — один из самых неэффективных в Евросоюзе, он генерирует электричество по ценам, которые в несколько раз превышают биржевую цену в Северной Европе.
Государственная энергетика производит электричество намного дешевле и работает с прибылью, отмечает Пайдерс.
"Частная энергетика в Латвии доит всех предпринимателей и жителей, выжимая из нас дотации для своего неэффективного бизнеса. Частная энергетика в производстве электричества в Латвии – это паразит, который убивает развитие народного хозяйства и уничтожает настоящую экономику", — подчеркивает публицист.
Эта критика раньше не касалась газовой энергетики. Latvijas gāze и связанные с ним предприятия работали по законам рыночной экономики. Но и на газовую энергетику серьезно повлияли негативные процессы латвийского народного хозяйства, говорится в статье.
"Массовый отъезд жителей и агония промышленности означают, что потребление газа снижается", — пишет Пайдерс.
На газовую энергетику, хранение и транспортировку газа влияет и развитие сектора энергетики в соседних странах. Когда-то у Инчукалнского газохранилища было стратегическое значение не только по отношению к Латвии. От его поставок в зимний период зависела не только Латвия, но и Северо-Запад РФ (Псковская и Ленинградская области). Но Россия за последние годы провела модернизацию своей газовой инфраструктуры в регионе, и ей Инчукалнское газохранилище уже не нужно. Если Инчукалнс больше не будет использоваться для хранения зимних запасов соседей, то его расходы придется включить в латвийские цены на газ, поясняет Пайдерс.
Адекватный тариф Инчукалнского газохранилища разрушит запланированные бизнес-планы газовых спекулянтов, говорится в статье.
"Открывая рынок, эти спекулянты рассчитывали на хорошую прибыль. Летом, когда газ дешев, купить газ и закачать его в Инчукалнс, а зимой организовать дефицит газа и тогда задрать цены так, чтобы опустошить кошельки местного бизнеса и еще не сбежавших из страны жителей", — пишет публицист.
По его словам, чтобы эти планы осуществить, нужен очень дешевый тариф на транспортировку и хранение, а также условие, что у продавцов нет никакой обязанности хранить стратегические запасы.
"Поэтому, возможно, что истинные цели национализации Инчукалнского газохранилища связаны с тем, чтобы превратить Латвию в место легкой прибыли для кланов газовых спекулянтов", — предполагает Пайдерс.
Он отмечает, что размер сделки и другие вопросы о планах лобби энергетического бизнеса в правящей коалиции не сообщаются.
"Поэтому будем бдительны, чтобы вслед за облепленной частными паразитами системой электроэнергии в такой же ресурс для паразитирования не превратилась газовая энергетика", — заключает публицист.
Компания Conexus Baltic Grid была учреждена в конце 2016 года путем передачи ей активов газораспределительной системы Latvijas Gāze (LG). Согласно принятым в 2016 году поправкам к закону об энергетике, вертикально интегрированное газовое предприятие LG должно было быть раздроблено на функционально связанные, однако разделенные по праву собственности части. Conexus Baltic Grid является самой ценной частью, выделенной из Latvijas Gāze. В ведении компании находится сеть магистральных газопроводов и подземное хранилище газа в Инчукалнсе.
Согласно закону об энергетике, до начала 2018 года Conexus Baltic Grid должна быть продана, чтобы ее акционеры не были связаны с владельцами Latvijas Gāze. Это требование не касается финансового инвестора Marguerite Fund, который владеет 29,06% акций. В этот фонд входят шесть ведущих европейских финансовых организаций — Caisse des Depots et Consignations, Cassa Depositi e Prestiti, Европейский инвестиционный банк, Instituto de Credito Oficial, KfW и PKO Bank Polski при поддержке Еврокомиссии. Фонд вкладывает средства в развитие инфраструктурных объектов во всех 28 странах ЕС.
Таким образом, на сегодняшний момент свои акции в Conexus Baltic Grid не продал только российский "Газпром".