Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

В Литве признали: никаких грузов по Шелковому пути без России не будет

© Foto : Lietuvos Respublikos susisiekimo ministerijaКайпедский морской порт
Кайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Подписаться
Литовское правительство и предприятия подписали десятки меморандумов с Китаем, но контейнеров так и не дождались, главный конкурент - маршрут через Россию, Беларусь и Польшу

РИГА, 8 мая — Sputnik. Бывший премьер и бывший министр сообщения Литвы Альгирдас Буткявичюс считает, что высшие чиновники Литвы недостаточно участвуют в мероприятиях в Китае, чтобы обеспечить транзит китайских грузов через Литву. В дирекции Клайпедского порта и в компании Lietuvos geležinkeliai парируют, что меморандумов подписано уже множество, но реальных грузов как не было, так и не будет, передает Baltic Course.

Литве пока с китайским транзитом не везет: из запланированных 15-20 китайских поездов сюда добрались лишь пять. По словам Буткявичюса, основную конкуренцию Литве составляет установившийся уже маршрут транзита китайских грузов в Европу через белорусский Брест и Польшу. Влияет на это и позиция России, через территорию которой проходит основная часть маршрута.

Транспортно-логистический комплекс - Sputnik Латвия
Что Китаю "плечо", то "подножка" Латвии: РЖД договорились с "Бронкой"

Бывший премьер отметил, что в борьбе за китайские грузы и соседи по Балтии не спят. Буткявичюс сослался на недавно подписанный договор о сотрудничестве между дочерним предприятием эстонской логистической компании GTS Express и китайской железнодорожной компанией Xian International Inland Port Multimodal Transportation, согласно которому в июне начнет курсировать дважды в неделю грузовой поезд из китайского города Сиань в эстонский порт Мууга.

Надежды, что китайский индустриальный парк "Великий камень" под Минском будет снабжаться и экспортировать готовую продукцию через Клайпедский порт, тоже не оправдались. Китайская China Merchants Group открыла в Литве два бюро, и одно из них уже закрыто.

По словам экс-премьера, литовским высшим чиновникам следовало бы более активно вести диалог с китайскими представителями. Он подчеркнул, что китайцы обращают внимание только на визиты высших руководителей, как минимум министров, а этого не происходит. Вице-министров же и чиновников рангом ниже там встречают прохладно.

В министерстве сообщения утверждают, что с Китаем идет интенсивный диалог, подписан ряд меморандумов на уровне правительств и предприятий. В мае туда отправляется многочисленная делегация во главе с вице-министром в составе представителей министерства, дирекции Клайпедского порта, Lietuvos geležinkeliai, почты, Клайпедской свободной экономической зоны, предприятий транспорта и логистики, которая примет участие в шанхайской выставке Transport Logistics China 2018. В ходе нее состоится специальный литовско-китайский форум.

Клайпедский морской порт - Sputnik Латвия
Клайпеда не "вытянула" грузооборот портов стран Балтии в плюс

В дирекции Клайпедского порта также утверждают, что встречи с потенциальными партнерами в Китае происходят регулярно – несколько раз в год.

Однако и в дирекции Клайпедского государственного морского порта, и в компании Lietuvos geležinkeliai подчеркивают, что с Китаем подписано множество меморандумов в рамках проекта "Новый шелковый путь", но большого объема реальных грузов в ближайшее время все равно не ожидается.

Новый шелковый путь — концепция новой панъевразийской (а в перспективе — межконтинентальной) транспортной системы, которую Китай продвигает в сотрудничестве с Казахстаном, Россией и другими странами. Сейчас товары из Китая направляются морским транспортом, что дешевле, но груз при этом достигает Европы за 40-45 дней, в то время как на доставку поездом уходит 15 дней.

В транзите китайских грузов заинтересованы многие страны, работу по привлечению партнеров ведут и страны Балтии. Однако особых успехов на этом направлении пока нет.

Транспортный эксперт, генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов выразил мнение, что заявления властей стран Балтии о возможности включения в Новый шелковый путь — это просто разговоры. Он отметил, что большую роль в принятии решений и выборе маршрутов играет надстроечная структура для торговли — ОТЛК (АО "Объединенная транспортно-логистическая компания", создана в 2014 году учредителями: ОАО "Российские железные дороги", ГО "Белорусская железная дорога" и АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" — ред.) и "Трансконтейнер" (50% плюс две акции предприятия принадлежат АО "ОТЛК" — ред.).

"Решение о налаживании транзитного маршрута через Прибалтику могут принять только "Трансконтейнер" и РЖД. Без этих компаний ничего не произойдет", — сказал Безбородов.

Лента новостей
0