РИГА, 13 апр — Sputnik. На Балтике может появиться второй в России свободный порт – в портовой зоне Приморск. Этот вопрос обсуждался на встрече премьер-министра России Дмитрия Медведева и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, сообщается на сайте администрации региона.
"В настоящее время мы приступаем к строительству крупного терминального комплекса в порту Приморск. Инфраструктура позволит обрабатывать там до 100 миллионов тонн грузов в год. Сегодня с председателем правительства РФ мы обсудили этот проект. Он сразу же дал поручение обеспечить новые портовые мощности железнодорожными и автомобильными подходами, а также электроэнергией. Также мы проговорили возможность создания здесь второго в России и первого на Балтике свободного порта", — сказал Дрозденко по итогам заседания Правительственной комиссии по импортозамещению.
На сегодняшний день статусом свободного порта в России наделен только Владивосток. Портовая зона предполагает особый режим таможенного, налогового, инвестиционного и смежного регулирований. Так как резиденты свободного порта пользуются налоговыми и иными преференциями, то на его территории опережающими темпами развивается обрабатывающее производство, создаются дополнительные рабочие места, формируются экспортные возможности.
Порт Приморск — крупнейший российский нефтеналивной порт на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы. Порт расположен на материковой части пролива Бьёркезунд Финского залива Балтийского моря, в 5 километрах юго-восточнее города Приморск.
Строительство Приморского нефтеналивного порта было начато в 2000 году, первая очередь с двумя причалами сдана в эксплуатацию в декабре 2001 года. Вторая и третья очередь сданы в 2004 и 2006 годах, количество причалов для танкеров увеличилось до четырех. Был открыт терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов.
Приморск стал альтернативой крупнейшему в СССР нефтеналивному порту в Вентспилсе на территории Латвии после распада Советского Союза. В 2017 года грузооборот порта составил почти 60 миллионов тонн.
Вентспилсский порт с 2001 года, когда была введена первая очередь порта Приморск, потерял почти две трети объема наливных грузов. Если в 2001 году Вентспилс перевалил 29,5 миллиона тонн наливных грузов, то в 2017 году только 10,7 миллиона.
Вентспилсский порт в настоящее время является одной из специальных экономических зон (СЭЗ) Евросоюза, где действуют существенные налоговые льготы по прямым и косвенным налогам. Льготы по прямым налогам – это скидки до 80% при уплате налога на недвижимость и подоходного налога с предприятий, а также компенсация в размере 35% (55% для малых и 45% для средних предприятий) от общей суммы инвестиций. Фактически это означает, что в порту применяется 3-процентная ставка подоходного налога с предприятий и 0,3-процентная ставка налога на недвижимость. Также возможны льготы по косвенным налогам — НДС, акцизному и таможенному налогам.