РИГА, 4 апр — Sputnik. Латвию "приструнивают" обещаниями полностью прекратить транзит российских грузов, но Рижский свободный порт "умирать" не собирается, и важный для него груз – уголь – останется здесь на перевалке еще как минимум пять лет, заявил газете Dienas Bizness вице-мэр Риги, председатель правления порта Андрис Америкс.
"Рижскому порту 800 лет: он "выжил "и при шведах, и при немцах, и при русских", — заявил Америкс.
По его словам, решающим фактором для грузовладельцев при выборе портов на Балтике является время – в Риге нет очередей на обслуживание. "Если в Санкт-Петербурге очередь на обработку грузов составляет 2-3 месяца, то в российской деловой среде забываются официальные директивы. Время важнее и дороже санкций и запретов", — считает Америкс.
По его мнению, российский уголь, который занимает важное место в структуре грузооборота порта, останется в Риге как минимум пять лет.
"На кузбасский уголь сохраняется большой спрос, особенно в странах Латинской Америки. В Европе лишь один испанский город Сантандер на нужды отопления покупает у России 3 миллиона тонн угля в год. Испанцев не интересует через какой порт к ним придут суда с углем. В Рижском порту в 2017 году перевалено 11,776 миллиона тонн угля — это 35% от всех обработанных грузов в порту. Падение перевалки угля в минувшем году по сравнению с 2016 годом составило 11,4%. Несмотря на заверения, звучащие с российской стороны: "уголь будем переваливать только через порты в России", думаю, что в Риге перевалка кузбасского угля будет актуальной еще в течение пяти лет. Есть контракты, договоренности", — сказал Америкс.
Он подчеркнул, что перевалка угля или нефтепродуктов в Рижском порту дешевле, чем в АО "Морской торговый порт Усть-Луга".
Америкс отметил, что в вопросах транзита главное слово остается за Российской железной дорогой (РЖД).
"Если в РЖД дают добро, то будет и соответствующий план вагонных перевозок в Ригу. Латвийская и российская стороны заинтересованы в сотрудничестве и получении прибыли, налоговых поступлениях. Мы постоянно находимся в контакте с представителями РЖД, ищем все возможные пути решения вопросов транзита", — сказал Америкс.
Он добавил, что Рижский свободный порт работает и над привлечением новых партнеров.
"Сегодня в порту Alfa американские предприниматели переваливают минеральные удобрения, расположенные рядом с капитанской службой порта емкости, ранее предусмотренные для хранения нефтепродуктов, загружаются зерном. Продолжается сотрудничество с Китаем, рассматривающим возможность строительство крупного логистического центра в Риге для поставки товаров в Россию и Беларусь", — сказал Америкс.
На вопрос о том, могут ли стратегические партнеры Латвии — США помочь Рижскому порту грузами, Америкс ответил так: "У США нет экономических интересов в Рижском свободном порту, так как свои грузы они направляют через другие порты".