РИГА, 6 апр — Sputnik. В этом году два грузовых судна доставили российских сжиженный природный газ (СПГ) в США. Почему один из ведущих экспортеров мира импортирует газ, разбирается Euractiv.
Танкер с СПГ с "российской ДНК" прибыл в Бостон в начале марта. Это была уже вторая поставка так называемого "российского газа" в США: ранее в этом году танкер французской компании Engie доставил газ с Ямала из британского СПГ-терминала.
Эти новости удивили СМИ, которые до этого описывали США как экспортера СПГ, а не импортера. Так почему же крупнейший производитель и поставщик газа импортирует СПГ?
Зима 2017-2018 годов была самой холодной в истории Новой Англии за последние сто лет. Мороз превратил северо-запад США в самых дорогой газовый рынок мира, цены на котором иногда поднимались в 25 раз выше европейских. Engie ответила на спрос рынка и доставила "российские молекулы" из Великобритании в Бостон.
Но был ли это российский газ? Несмотря на его физическое происхождение — нет. Engie приобрела его у малайзийской компании Petronas, которая доставила его в Великобританию из Арктики, и с юридической точки зрения этот СПГ был никак не связан с добытчиком, российским экспортером СПГ "Новатэк".
"Почему внезапно оказалось, что есть плохой газ и хороший газ? Мы не понимаем, почему у газа теперь есть ДНК," — сказал зампред правления "Новатэка" Марк Джетвей в интервью Bloomberg.
Любители иронии оценят, что аргументы сторонников "энергетической независимости" схожи с аргументами газовых компаний Европы.
К примеру, политолог Агния Григас в статье на сайте Reuters предложила Вашингтону и частному сектору инвестировать в газопровод и инфраструктуру для хранения газа, чтобы соединить производящие регионы, такие как Мексиканский залив и Аппалачи, с потребляющим регионом на северо-западе, чтобы снизить высокие ценына природный газ в Новой Англии и снизить потребность в иностранном СПГ.
"Чтобы снизить высокие цены на природный газ в Германии и уменьшить потребность в дорогом иностранном СПГ, Берлину и частоному сектору стоит инвестировать в газопровод и инфраструктуру для хранения газа, чтобы соединить производящие регионы, такие как Ямальский полуостров, с потребляющим регионом на северо-западе Европы".
Некоторые регионы Европы, такие как юг Франции, также страдают от резкого роста цен на газ с холодное время года, чего не происходит в регионах с доступом к СПГ и газопроводам.
Так что не стоит делать выводов о пользе СПГ и вреде газопроводов, так как поставки топлива стоит судить только по их экономической выгоде и вреде для окружающей среде, особенно учитывая, что производство и транспортировка СПГ ведут к большим выбросам углерода, чем транспортировка природного газа.