РИГА, 22 фев — Sputnik, Михаил Губин. Вот опять депутат Сейма от Национального объединения, скандально известный Александрс Кирштейнс выступил в защиту латышского героя, капитана Гербертса Цукурса от евреев.
В прошлый раз такое выступление было в мае 2005 года и обошлось Кирштейнсу дорого. Речь идет о нашумевшем открытом письме тогдашнего депутата от Народной партии Совету еврейских общин Латвии.
Накануне Совет опубликовал заявление, в котором выразил беспокойство ростом антисемитизма и экстремизма в стране, а также указал, что Кирштейнс поддерживает "ультралатышские" настроения.
"Написанное на русском и переведенное на плохой латышский язык заявление Совета еврейских общин Латвии с осуждением оценки деятельности Гербертса Цукурса содержит откровенную ложь и распространено одновременно с нападками учреждений власти Российской Федерации на Латвию", — ответил Кирштейнс.
А в конце послания даже угрожал: "Учитывая исторический опыт, на который ссылаются авторы заявления, не надо было бы повторять ошибки 1940 года и откровенно сотрудничать с врагами латышского народа".
Поднялся скандал, и 26 мая 2005 года правление Народной партии за деятельность, идущую вразрез с партийной программой, исключило из партии председателя комиссии по иностранным делам Сейма Латвии Александра Кирштейнса. Решение об исключении Кирштейнса было принято единогласно.
Правление Народной партии констатировало, что действия, совершенные этим депутатом в последние дни, "довели даже до таких высказываний Александра Кирштейнса, которые граничат с антисемитизмом".
Более того, 12 апреля 2006 года правление объединения ТБ/ДННЛ решило не принимать Кирштейнса в свои ряды. Невольно на память приходит формулировка "уволен из гестапо за жестокость".
Поэтому когда Кирштейнс снова выступил в защиту Цукурса, это уже никого не удивило. Всем известно, что этот латышский политик одинаково не любит русских и евреев. Что он подтвердил совсем недавно, назвав русский язык "языком международного сионизма".
Очевидно, что для Кирштейнса и подобных ему история Цукурса — это как раз пример того, как евреи, по наводке русских, "оболгали и погубили" латышского героя.
Капитан авиации Гербертс Цукурс до войны значил для Латвии то же, что и Валерий Чкалов или Чарльз Линденберг для своих стран. В 1934 году Цукурс стал национальным героем — на самодельном самолете долетел до Гамбии, бывшей африканской колонии Курляндского герцогства, и вернулся обратно!
Собственно, эту героическую часть жизни Цукурса никто и не оспаривает. Но вот дальше мнения расходятся.
По общепринятой версии в 1941 году Гербертс Цукурс перешел на сторону нацистов. Был офицером вспомогательной полиции и правой рукой Виктора Арайса, в команду которого вступил добровольно. Стал палачом Рижского гетто — несет прямую ответственность за убийства 13 тысяч, курировал уничтожение еще 30 тысяч человек.
Защитники Цукурса утверждают, что никаких непосредственных доказательств его участия в преступлениях нет. А те, что есть, — выдуманы чекистами, но даже они "не смогли ничего доказать". Наоборот, Цукурс спасал евреев — точно известно о четырех. К тому же был всего лишь начальником гаража, а не заместителем Арайса. А 4 июля 1941 года, когда сгорела хоральная синагога с людьми, его и вовсе не было в Риге. Собственно, Кирштейнс в своей статье повторил все эти уже известные доводы, хоть и ссылается на вышедшую в Израиле новую книгу.
Тут вопрос — кому верить? Ярые защитники Цукурса Александр Кирштейнс и Робертс Климовичс говорят, что нет никаких документов об участии Цукурса в акциях против евреев, что все представленные израильской разведкой "Моссад" доказательства вышли из НКВД и не выдерживают объективного анализа. Что Цукурс не мог руководить расстрелом в Румбуле, так как его проводили немцы. Поэтому ликвидация летчика агентом "Моссада" — это убийство гражданина Латвии, за что Израиль должен извиниться и выплатить компенсацию родственникам покойного.
Израильтяне отвечают, что все утверждения, будто обвинения в адрес Цукурса основывались лишь на высказываниях "отдельных свидетелей" и доказать его вину "не смогли даже чекисты", являются грубым искажением исторических фактов. Собрать и задокументировать сотни свидетельских показаний латышских коллаборационистов, участвовавших в уничтожении евреев под руководством Цукурса, а также свидетельства уцелевших узников гетто удалось не только советским органам госбезопасности, но и сотрудникам израильского мемориального комплекса "Яд Вашем".
Обстоятельства смерти Цукурса в столице Уругвая в феврале 1962 года сейчас уже хорошо известны, в том числе и из воспоминаний бывших руководителей израильских спецслужб. В связи с этим защитников Цукурса часто спрашивают, зачем "Моссад" в течение двух десятилетий после окончания войны вкладывал значительные финансовые и человеческие ресурсы, разыскивая Цукурса? Чтобы отомстить простому шоферу?
"Моссад" никогда не был судом, а исполнительной институцией, которая выполняет приказы, бывает и ошибается, также и может выполнять преступные указания. За "ошибки" Моссада и Израиля самую высокую цену заплатил не только Цукурс", – эмоционально, но бездоказательно отвечает Робертс Климовичс.
Однако есть еще вопрос, почему сам Цукурс, если он не принимал участия в уничтожении евреев, а наоборот, спасал их, прятался в Южной Америке? Доказал бы свою невиновность, предъявил бы спасенных и стал бы "праведником мира", как Жанис Липке. На этот вопрос внятного ответа пока нет.
Скорее всего, эта история ничем не кончится. Латышские националисты будут рассказывать о "жидовско-чекистском" плане по уничтожению и оболганию латышского героя и всего народа — за что Израиль должен покаяться. И вряд ли найдутся такие доказательства вины Цукурса, которые будут ими приняты.
Израильтяне будут уверять, что необходимых доказательств достаточно и что убийство палача латвийских евреев преследовало и политические цели. Таким образом, "Моссад" дал понять европейским правительствам, что, если они не займутся нацистскими преступниками, есть те, кто сделает это за них другими методами.
Пресса будет вспоминать о "рижском палаче" в связи с акциями и высказываниями латышских националистов или 23 февраля, когда в 1965 году труп Гербертса Цукурса был обнаружен в ящике в городе Монтевидео.
В дневнике — во время полета в Гамбию — Цукурс писал: "В полете надо питаться тем, что есть, но когда вернусь в Ригу, то обязательно стану вегетарианцем… Противна жестокость, с которой люди уничтожают все живое, чтобы насытиться…"