РИГА, 2 фев — Sputnik. Полный уход российских грузов из Латвии означает потерю 200-250 миллионов евро ежегодно, которые Латвия пока не нашла чем восполнить. Надеяться на то, что транзитную отрасль спасет какая-то экзотическая страна, не приходится, заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, мнение которого приводит RuBaltic.
По данным парламентского секретаря латвийского министерства экономики Эдгарса Таварса, полный уход российских товаров означает потерю 200–250 миллионов евро ежегодно, а также это может сказаться на 20–30 тысячах работников. Чтобы восполнить потери в транзитной отрасли, Латвия пыталась встроиться в китайский проект "Новый шелковый путь". Однако за весь 2017 год Латвия получила лишь один китайский поезд, контейнеры с которого были перегружены на судно и направились по морю в Германию.
В направлении Скандинавии инициативу перехватила Финляндия, которая договорилась с Китаем о запуске маршрута Коувола — Сиань.
Скептически оценил планы латвийского руководства относительно проекта "Новый шелковый путь" аналитик Игорь Юшков. По его словам, если грузы из Индии и Китая в больших масштабах будут идти в Европу, то сразу морским транспортом — через Суэц или по Северному морскому пути (кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, законодательством РФ определен как "исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике" — ред.).
"Но гнать через весь континент по железной дороге, чтобы потом перегрузить в Балтийском море на корабль… Я думаю, что это вряд ли произойдет", — отметил Юшков.
О перспективах объединения Северного морского пути и Нового шелкового пути говорил и президент РФ Владимир Путин.
В начале декабря глава российского государства в ходе общения с представителями Китая на церемонии первой погрузки сжиженного газа на заводе "Ямал СПГ" отметил, что Шелковый путь дотянулся до Севера. "Шелковый путь дотянулся до самого Севера. Объединим его с Северным морским путем, и будет то, что нужно, и Северный морской путь сделаем Шелковым", — сказал Путин.
Надежда опять на Беларусь
По мнению Юшкова, возможно, есть грузы, которые Китаю интересно поставлять через Балтию. Например, будут что-то в больших объемах производить в промышленном центре "Великий камень" в Беларуси.
"Но по объемам это несопоставимо с теми масштабами перевалки, которые шли из России, особенно в Латвию", — подчеркнул эксперт.
Юшков отметил, что латвийскому транзиту не стоит рассчитывать на спасение со стороны "какой-то дальней экзотической страны".
"У них была синица в руках, и они ее намеренно потеряли, идя к этому долгие годы", — добавил он.
"Великий камень" — особая экономическая зона в Минской области Беларуси, созданная согласно межправительственному соглашению с Китаем.
В общей сложности индустриальный парк будет занимать площадь около 8 гектаров. На этой территории вводится специальный правовой режим сроком действия на 50 лет.
В парке планируется построить высокотехнологичные и экспортно-ориентированные производства. По заявлению Александра Лукашенко, на территории будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства "завтрашнего дня".
Срок строительства парка — 30 лет, численность работающих — 120 тысяч человек. Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке, — электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы. Планируемые рынки — страны СНГ и Евросоюза.
На создание инфраструктуры парка Беларусь планирует выделить более 0,5 миллиарда долларов, Госбанк развития Китая — 1,5 миллиарда долларов. Предполагаемый объем прямых инвестиций в проект составит около 2 миллиардов долларов, а по прогнозам посольства КНР, может быть увеличен до 5,5 миллиарда долларов. К проекту также привлекаются российские и сингапурские инвесторы. По заявлению Александра Лукашенко, реализация этого проекта позволит получать от экспорта дополнительно до 50 миллиардов долларов ежегодно.