РИГА, 21 дек — Sputnik. Объем транзита грузов через Латвию неумолимо падает, и планы Латвийской железной дороги (LDz) потратить полмиллиарда евро на электрификацию выглядят как желание "загребать" европейские деньги и "зарывать в землю", пишет публицист Дайнис Лемешонокс, текст приводит Vesti.lv.
Публицист признает, что кажется довольно соблазнительной идея подогреть экономику Латвии 347 миллионами евро из кармана "богатого европейского дядюшки" для проекта электрификации либо 519 миллионами, принимая во внимание кредит, полученный LDz от Европейского инвестиционного банка "на более благоприятных условиях, чем предполагалось изначально" (по словам вице-президента LDz Айварса Стракшаса). Появились бы рабочие места для строительства и поддержания необходимой для электрифицированных железных дорог инфраструктуры.
"Только подогреем ли мы что-либо таким образом — или же перегреем?" — задается вопросом публицист.
Одно дело — тратить евроденьги на гостевые дома, которые затем превращаются в проекты недвижимости либо легализуются в качестве резиденций застройщиков. Конечно, это нехорошо, но и большой общественной досады не вызывало, пишет Лемешонокс. Другое дело — привлечь огромные суммы с достаточно большой доплатой/ссудой, которую LDz надеется получить из взысканной оплаты за использование инфраструктуры.
"Проект планируется в то время, когда объем транзита неумолимо падает и любые обещания о восстановлении отрасли звучат все более невероятно", — подчеркивает Лемешонокс.
Проект электрификации будет рентабельным, если по железной дороге будет регулярно перевозиться большой объем грузов, пишет публицист. Однако к ноябрю Латвийская железная дорога перевезла только 36,576 миллиона тонн грузов, что почти на 5% меньше, чем годом ранее, и тенденции на возобновление роста объемов грузоперевозок не наблюдается.
"Поэтому весьма вероятно, что для нынешних грузоперевозчиков (а также для государственного бюджета, по прогнозам экс-министра Анрийса Матисса) будут совершенно банально накручены тарифы, чтобы ЕИБ мог своевременно получать выплаты по кредиту", — пишет публицист.
Кроме того, Латвийская железная дорога в рамках электрификации вынуждена будет потратить деньги на закупку электровозов, которые должны прийти на смену тепловозам, а жители будут продолжать ездить в ржавых и шатких вагонах, указывает Лемешонокс.
Пригласите Лукашенко
Россия остается последовательной в своем решении переориентировать грузопотоки к собственные порты, поэтому "каждая тонна, пересекающая Зилупе, кажется маленьким чудом или — садистским растягиванием агонии индустрии", пишет Лемешонокс.
Многообещающие истории о транзитных маршрутах через Белоруссию в Казахстан, Китай или даже Индию слишком явно напоминают вкусные обещания, которыми когда-то кормили наивных французских инвесторов проекта Панамского канала в XIX веке, указывает публицист. По его мнению, в транзите больше не ощущается конъюнктура роста, и поэтому "LDz отчаянно стремится наколдовать светлое будущее отрасли с помощью вербальных средств и компьютерной графики".
"Лично меня убедило бы общее публичное заверение Улдиса Аугулиса и Эдгарса Ринкевичса, министров транспорта и финансов: да, не связанные с Россией транзитные проекты реалистичны, объемы грузов будут расти, а электрификация будет выгодна для всех, включая перевозчиков, а не только для ЕИБ! К сожалению, это было бы убедительно именно потому, что эти двое господ вряд ли когда-либо дадут такую клятву отрасли и обществу", — пишет Лемешонокс.
Частично заменить российский транзит можно лишь в сотрудничестве с Белоруссией, считает публицист и предлагает железнодорожникам, прежде чем тратить деньги на электрификацию, пригласить в гости президента Александра Лукашенко.
"Пусть глава соседней страны (или уполномоченный им министр) в Рижском замке или на Северном моле Вентспилса нам обещает, что грузы из "Великого камня" покатятся в порты Латвии. В этом случае — электрифицируйтесь на здоровье, вопросов больше нету!" – заключает публицист.
Ранее президент "Балтийской ассоциации — транспорт и логистика" Инга Антане также критиковала Латвийскую железную дорогу за повышение тарифов на услуги по перевозке и планы по дорогостоящей электрификации. По ее словам, это делает LDz неконкурентоспособной по сравнению, например, с Литовскими железными дорогами. И без изменения стратегии LDz в этой области грузы из Китая и других стран Азии в Латвию не пойдут, считает Антане.
Однако вице–президент АО Latvijas dzelzceLI Айварс Стракшас и представитель аудиторской компании Ernst & Young, которая проводила расчеты рентабельности проекта электрификации, не сомневаются, что он экономически обоснованный.
"Мы подсчитали, что даже если годовой объем перевозки грузов по Латвийской железной дороге упадет до самой низкой отметки — 30 миллионов тонн в год, то и в этом случае проект будет выгодным для латвийского транзита", — отметил представитель Ernst & Young.