Старая вера старых латвийцев

CC BY-SA 4.0 / wikipedia / Normunds Kolby / Гребенщиковская старообрядческая община в Риге
Гребенщиковская старообрядческая община в Риге - Sputnik Латвия
Подписаться
Задолго до "новых латвийцев", покинувших Россию по политическим мотивам, в Латвии поселились старообрядцы, основавшие свои общины в Риге и Латгалии

Кто такие латвийские русские? Вроде вопрос простой: в местных общественных дискуссиях и публицистических полемиках мы предстаем обычно цельной и легко опознаваемой группой.

Однако это большое и порочное упрощение — о том, какие мы на деле разные, заставляет вспомнить хотя бы недавняя коллизия с обобщенными "новыми латвийцами", они же "новые латыши", — российскими эмигрантами последней волны, перебравшимися в Латвию и в Балтию в целом по политико-идеологическим мотивам. Они кажутся новым, чисто современным феноменом — однако встраиваются в очень давнюю, многовековую традицию.

Ведь в Латвию из России бежали еще задолго до первой волны антибольшевистской эмиграции. Бежали еще тогда, когда никакой Латвии на картах не было и в помине. Но бежали по все той же причине — конфликта с российской властью. Именно так здесь возникла самая старая и укорененная русская община — старообрядцы.

Нечужие русские

В Рижском этнографическом музее, представляющем традиционный быт коренного населения, среди типичных латышских хуторов есть изба латгальских старообрядцев. Неприязненные слова о "пришлых русских" никогда не относились к здешним староверам, чьи общины известны как минимум с первой половины XVIII века.

История латвийского старообрядчества лишь немного короче истории старообрядчества в целом. Когда после никоновских реформ на Руси начались гонения на раскольников, одним из мест, куда те устремились, стала Лифляндия. Главным образом та ее часть, что принадлежала тогда польскому королю.

Ирина Коняева, сопредседатель оргкомитета Дней русской культуры - Sputnik Латвия
Дни русской культуры в Латвии: сохранить себя
Феодосий Васильев, основоположник одной из главных ветвей беспоповства (так называемого федосеевского согласия), поселился в Речи Посполитой в 1699-м, спустя 12 лет, приехав в Новгород, был там схвачен, пытан и умер в заточении — тогда его последователи начали массово бежать через польскую границу.

С тех пор и существует в сельской Латгалии старообрядческий "анклав". Будучи, как и представители многих гонимых национальных и религиозных общин, людьми предприимчивыми и оборотистыми, староверы преуспевали как купцы, осваиваясь в городах — в первую очередь в Риге и Даугавпилсе. В латгальской столице и сегодня заметны нарядные моленные, включая самую крупную — златоглавую Никольско-Рождественскую. Ее заложили в 1910-х, после принятия закона о веротерпимости, фактически "легализовавшего" старообрядцев, а достроили уже при Первой республике.

Латгальский заповедник

Обретенная в 1918-м Латвией независимость на двадцать с лишним лет продлила здешним староверам их "золотой век", начавшийся в 1906-м, с принятия упомянутого закона, но в России оказавшийся совсем коротким. Там государство скоро принялось третировать старообрядцев с позиций теперь уже не официального православия, а воинствующего атеизма; в независимой же Латвии они существовали вполне вольготно даже при диктатуре Карлиса Улманиса. Как националист, тот инородцев не жаловал, но как консерватор и любитель сельской патриархальности снисходительно относился к консервативным и патриархальным староверам.

Они оказались самыми верными хранителями этой картинной, почти неправдоподобной по нынешним глобалистским временам патриархальности: со своими окладистыми бородами, с экзотическими именами, вроде Азия и Маврея. Маленькие исчезающие островки этой экзотики по сей день обнаруживаются в разных странах, доказывая: русское рассеяние началось вовсе не после Октября 1917-го. Латвийские старообрядцы с их традиционной для всех староверов замкнутостью и недоверием к новым веяниям в любых сферах еще в конце 1930-х мазали дегтем ворота недостаточно добродетельных невест, а некоторые из них в советские времена чурались телевизоров и холодильников.

CC BY-SA 3.0 / wikipedia / Alma Pater / Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в Даугавпилсе
Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в Даугавпилсе - Sputnik Латвия
Старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николы в Даугавпилсе

Сейчас-то столь лютых традиционалистов практически не встретишь, да и сколько вообще в Латвии осталось староверов, точно сказать сложно. Данные переписей (каковые старообрядцы всегда недолюбливали) говорят всего о двух с половиной тысячах, эксперты — обычно тысячах о 70.

Этнографическая экзотика жива еще в Латгалии, где можно наткнуться на деревеньки с типично русскими названиями, вроде Ковалево и Кривошеево. Со столь же русского вида избами, украшенными резными голубыми наличниками. С деревянными моленными — обычно небольшими, очень простой архитектуры и непривычно для храмов (которые последователи большинства религий возводят на видном месте) неприметными.

Наружный фасад Николаевских ворот в Даугавпилсской (Динабургской) крепости - Sputnik Латвия
В Даугавпилсе вручили "Награду в сфере туризма - 2016"
Устроить себе экскурсию по этим достопримечательностям Латгалии — задача непростая даже по нынешним временам моды на сельский туризм. 

Тут понадобится время, чтобы добраться до глухих углов одного из самых глухих регионов страны, дотошность в поисках и готовность к тому, что внутрь храма попасть не удастся (а если и пустят — наверняка не разрешат фотографировать).

Внешне же старые сельские моленные обычно крайне скромны — вынужденно: "диссидентам"-раскольникам веками не позволяли привлекать внимание к себе и своей вере. Храмы долго приходилось строить неотличимыми от изб, а возводить колокольни старообрядцам не позволяли вплоть до судьбоносного 1906 года.

Именно после тогдашних послаблений над Ригой и вознеслась высокая колокольня Гребенщиковской общины, сто с лишним лет, до самого недавнего времени, гордившейся своим единственным в городе золотым куполом.

Гребенщиковская община

Сейчас-то сусальным золотом сияют и купола Христорождественского собора – но он в советскую эпоху долгие годы был планетарием, а рижская Гребенщиковская соборная моленная действовала на протяжении всей эпохи победившего атеизма.

Староверы с их многовековым опытом противостояния государству в советские времена проявляли не демонстративную, но последовательную твердость. Статистика середины 60-х говорит, что обрядов крещения они проводили больше, чем лютеране — самая массовая (и несравненно более многочисленная, чем старообрядцы) здешняя община.

Молитвенный дом рижской Гребенщиковской общины (названной так по имени митавского купца Алексея Гребенщикова, щедрого жертвователя) — самый большой в мире храм старообрядцев поморского согласия, а сама община — самая крупная из беспоповских.

© Foto : liverigaМолельный дом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины
Молельный дом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины - Sputnik Латвия
Молельный дом Рижской Гребенщиковской старообрядческой общины

В нынешнем виде моленная существует со второй половины XIX века, напоминая о временах, когда старообрядцы — не только рижские — были ударниками капиталистического труда. Они умели зарабатывать деньги и считали нужным ими делиться: в Риге Гребенщиковская община содержала богадельню, школу, образцовый детсад. Ей же принадлежали большие земельные наделы — благодаря чему уже при Второй республике, после реституции национализированного в 1940-м имущества, общину называли крупнейшим в стране владельцем недвижимости. Называли в том числе в публикациях о громких имущественных скандалах девяностых и нулевых.

Времена не могут не сказываться на нравах, и  понятно, что быть совсем неподвластным веяниям современности не получается даже у консервативных старообрядцев, ныне пользующихся интернетом, где c 2000 года существует сайт латвийских староверов belovodije.com.

Но именно старообрядцы оказались единственными из русских переселенцев в Латвию разных эпох, кто на протяжении очень долгого времени и под внешним давлением сумел сохранить свое лицо и свои традиции. Для прочих латвийских русских это важный и актуальный урок.

Лента новостей
0