Большинство русскоязычных жителей Латвии можно охарактеризовать термином "еврорусские": это люди с русской национальной идентичностью, но живущие в европейском цивилизационном контексте. Одно не противоречит другому. Как ровно также можно быть, проживая в России, латышом и россиянином, адептом российской цивилизации. Типичный пример – Виктор Алкснис.
Что такое национальная идентичность? Это в первую очередь самоидентификация с определенной национальностью, основанная на языке и культуре. Эта самоидентификация вырабатывается в семье и школе.
Можно быть в Латвии русским и, ориентируясь на Европу, ругать Кремль, и отдавать детей при этом в билингвальную школу, где преподавание даже на русском ведется в антироссийском ключе. Почитайте хотя бы учебники истории, используемые в билингвальных школах.
Пока в Латвии мало примеров полной смены национальной самоидентификации с одной на другую. Успешно проделать этот трюк удалось, может, лишь латвийскому политику Янису Мартиньшу Скуе, в юности бывшему Иваном Анатольевичем Ильиным.
Но в связи с реформой школьного образования возможна тотальная смена национальной самоидентификации, впрочем, как в одну, так и другую сторону. О том, что в результате реформы многие латыши могут перейти в русскоязычное пространство я уже писал, возможно именно этим реформа и закончится. Но пока целью уничтожения русского образования является распространение примера Ильина – Скуи на русскоязычную общину.
Именно поэтому многие еврорусские, даже враждебно относящиеся к Кремлю, как то создатель группы EuroRussians в Facebook Игорь Ватолин, достаточно критично относятся к реформе билингвального образования.
Зачем? Неужели латвийским властям недостаточно того, что русские в Латвии в массе своей живут в европейском цивилизационном контексте? Многие русские из числа молодежи в России-то не были и относятся к ней как к родственной, но далекой и не совсем понятной цивилизационной реалии.
Что ж, "Национальное объединение", продавливая который год уничтожение остатков русского школьного образования, способно породить усилившуюся русскоязычную общину, сплотившуюся для защиты национальной идентичности. А может, это и является целью, если вспомнить, какую роль в подъеме этой политической силы сыграл Юрис Савицкис?