РИГА, 20 дек — Sputnik. Журналист датского издания Berlingske обсудил проблему беженцев в Европе с Полом Коллиером — профессором Оксфордского университета и один из ведущих специалистов мира по развивающимся странам. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Коллиер считает, что далекие от реальности элиты вели безответственную политику, идущую вразрез с этическими нормами: помогали немногим за счет многих. Вместо этого Европе следует закрыть границы и сделать ставку на создание лагерей недалеко от тех стран, откуда бегут люди, организовать там для них работу и дать им перспективы на будущее.
Тем не менее, профессор Оксфорда Пол Коллиер делает именно это. И в своей последней книге о политике в отношении беженцев "Беженцы: переосмысливая политику по отношению к беженцам в меняющемся мире", и в качестве главного докладчика на конференции по политике в области предоставления убежища, организованной социал-демократами и состоявшейся в Королевской библиотеке в четверг.
Коллиер обвинил европейских политиков вообще и социал-демократов в частности в проведении далекой от реальности, элитарной и глобалистской политики, результатом которой стало отчуждение обычных граждан.
"Социал-демократия стала представлять совершенно иной класс, нежели тот, который составлял ядро партии изначально. Не простых граждан, а образованную университетскую элиту, которой были чужды заботы простых людей и которая обычно жила в своего рода анклавах в некоторых больших городах", — говорит Пол Коллиер. "Эта новая элита неправильно понимала и то, что заботит страны третьего мира. Они думали, что надо учитывать те потребности, которые были у отдельных мигрантов и беженцев, появляющихся на пороге Европы. Но жителям стран третьего мира не нужна помощь для того, чтобы уехать из родных мест. Им нужны возможности, которыми они смогли бы воспользоваться в своем обществе", — считает он..
На вопрос о том, не обязана ли Европа помогать беженцам, которые добрались до Европы, он отвечает:
"Утверждать это просто смешно. Мы тратим 135 долларов на каждого из тех, кто приезжает, а на каждого, кому мы помогаем на месте — 1 доллар. Те, кто остаются, часто гораздо слабее тех, кто может отправиться в Европу. Те, кто сюда приезжает, как правило, к тому же богаче и моложе, а некоторые из них бегут от обязательств на родине".
— То есть Вы хотите сказать, что беженцы, прибывшие в Европу во время кризиса 2015 года, были просто приспособленцами?
Пол Коллиер подчеркивает, что он никоим образом не упрекает беженцев и мигрантов в том, что они стремятся к лучшей жизни в Европе. Он обвиняет политиков, которые создали стимулирующую структуру, которая вознаграждает немногих за счет многих и ведет к тому, что многие впадают в соблазн и ставят на кон собственную жизнь, в частности, отваживаясь на опасный путь через Средиземное море.
— Если предположить, что все будет по Вашему, что Европа перестанет принимать беженцев, что же все-таки надо будет делать с теми, кто все равно будет приезжать?
— В основу должно быть положено правило, заключающееся в том, что люди, прибывающие вопреки существующим правилам предоставления убежища, не должны получать то, что рассчитывают получить, потому что иначе таких людей будет приезжать еще больше. Именно так работают стимулы. Поэтому надо найти механизм, который не будет подвергать беженцев опасности или причинять им страдания, но одновременно с этим вовсе не будет означать, что они получат убежище и права, например, в странах Северной Европы. Нужно заметить, что независимо от того, куда направлять, например, сомалийцев, это будет лучше, чем возвращать их в Сомали. Поэтому можно, например, предложить им размещение в лагере в какой угодно безопасной стране поблизости от Сомали. Будучи беженцем, человек не имеет права торговаться при выборе страны, в которую ему хочется, его в принципе следует возвращать в первую безопасную страну, куда он прибыл.