Европейская солидарность или комфорт и безопасность своего собственного населения? Чем нынешний Евросоюз похож на Советский Союз накануне распада? Чему учит история античности и чего ждать от новой волны беженцев, которые неизбежно появятся в Латвии? Об этом русский TVNET спросил профессора Латвийского университета, востоковеда Леона Тайванса.
По словам профессора, сейчас мы сталкиваемся с тем, что было на закате советского периода, когда врали во всем — и в газетах врали, и люди один другому тоже врали. В ЕС сейчас вранье так же распространено, как было тогда. Врут, например, об интеграции. И только когда где-то террор произошел — в Бельгии, во Франции, — тогда только заговорили, что есть, оказывается, уже целые города или кварталы в городах, по которым белому человеку нельзя ходить — опасно!.. Говорят об интеграции, а на самом деле образовываются анклавы. И история ведь уже знает, как это происходит, напоминает Тайванс.
"В итоге мы имеем Турцию. А ведь посмотрите с точки зрения истории — отсюда и апостол Павел, и более древние великие греческие мыслители и врачи. Где они жили? Да на территориях современной Турции, а ведь все они были греки!.. Абсолютно то же самое происходит и в современной Европе — только там не тюркское население, или только частично тюркское — там арабы, тюрки (или те же турки), берберы из Северной Африки", — рассказывает востоковед.
В Латвию уже прибывали беженцы из Сирии, Эритреи, Афганистана, из Ирака — из разных мест… Это люди, которые говорят на разных языках. Что их объединяет? Только одно — религия. Совокупные требования в Европе — это именно религиозные требования. Они требуют религиозного образования для детей, зарплаты для настоятелей мечетей, помещения для мечетей и того, чтобы мечети были общественными зданиями — как церкви, как дома культуры, а это особый статус, отсутствие налогов и так далее. Они также хотят расслабленного режима работы в месяц Рамадан, когда они постятся и не могут в полную силу работать. Они требуют пятикратного перерыва для молитвы и чтобы в магазинах была халяльная пища…
Между тем всякое движение населения связано с использованием силы, это неизбежно: местное население защищается от пришлого населения, а пришлое, чтобы пробить себе дорогу, использует силу. Исторически так было. Все видели, как в предшествующие года люди с Ближнего Востока толпами двигались в Европу. […] — Это был просто апокалипсис какой-то!.. Естественно, что люди защищаются. Потому что если бы была у них такая возможность, эти люди захватили бы оружие и шли бы с оружием, или это приняло бы какую-то иную организационную форму.
Собеседник портала объясняет, что беженцы появились в Европе в результате мафиозных действий. Абсолютное большинство купили, так сказать, путевки в один конец у туристических агентств. Называют цифры: около тысячи туристических агентств было, которые специализировались на таких поездках — автобусом, поездом, самолетом. Они подкупали пограничников, находили слабые места в ограждениях плохо охраняемых границ. И это все делалось с территории Турции.
Почему же Европа столь терпима к массам людей, которые проникли в нее совсем не как беженцы в классическом понимании этого слова? Дело в том, что Евросоюз — совершенно христианский проект. После христианства осталась эта открытость ко всем. В богословии это называется инклюзивная этика. То есть в этическую систему включаются все люди — любой, независимо от этнического происхождения, будь он чернокожий, араб или японец, рассматривается как ближний. Конечно, жалость к ближнему и сострадание ко всем людям — это положительное качество, но оно должно оставаться за церковной оградой.
Говорит он и об интересе к потоку беженцев со стороны Германии. По его словам, эта страна приняла много людей из первой волны мигрантов, а уже второй эшелон пойдет к нам.
В первой же волне были люди довольно образованные, в основном сирийцы. По словам профессора, сирийцы по происхождению — отчасти греки, отчасти итальянцы и французы. Особенно если брать Ливан — это потомки крестоносцев, часть людей там и сегодня носит итальянские и французские фамилии. А в Сирии с 60-х годов при помощи Советского Союза было налажено очень приличное образование за государственный счет, поэтому сирийцы из ближневосточных арабов наиболее образованные.
И первый эшелон отправившихся в Германию — это люди и образованные, и обеспеченные, которые продали свои квартиры, свои машины, свое имущество и купили эти путевки. Эта публика уже в первом поколении сможет адаптироваться к местной жизни и будет работать в Германии. К нам же пойдут выходцы из Эритреи, из других стран Африки — и это совсем другая история.