РИГА, 28 ноя — Sputnik. Китайская политика "соблазняй и разделяй" оказалась не столь успешна в Европе, пишет Politico.
Китай уже давно продвигает формат "16+1", чтобы усилить свое влияние в шестнадцати странах Центральной и Восточной Европы, некоторые из которых входят в ЕС, НАТО, в обе эти организации или не имеют отношения ни к одной из них.
Эта бурная деятельность, особенно активность Китая на Балканах, вызвала тревогу в Брюсселе. Однако сейчас официальный Пекин сталкивается с бюрократическими и финансовыми препятствиями, заставляя думать, что экономическому и дипломатическому влиянию Китая в Европе есть предел.
Однако как бы Китаю ни хотелось рассматривать все 16 стран как единый организм, который может сообща осуществлять совместные проекты, на деле у всех стран собственное законодательство и разные приоритеты. И страны — члены ЕС не так стремятся заполучить китайские инвестиции.
Все по правилам
Для Венгрии, которая на этой неделе принимает саммит "16+1" и получает самые крупные китайские инвестиции среди всех его участников, Китай — потенциальный источник не только капитала, но и политического влияния, которое премьер-министр Виктор Орбан может использовать в своем противостоянии с ЕС.
Однако Китай сталкивается с значительными проблемами в регионе.
"Китайские инвестиции в страны ЕС ограничены", — говорит Тамаш Матура, профессор Университета Корвина в Будапеште. — Некоторые страны за последние пять лет не получили никаких денег из Китая".
В Сербии, которая получила львиную долю китайских инвестиций в регионе, Китай приобрел фабрики и софинансировал строительство дорог, мостов, железнодорожных путей и объектов энергетики.
"В наших экономических и политических отношениях нет проблем, мы всегда на одной стороне, а когда Китай хочет что-то сказать, мы всегда на стороне Китая", — заявил в мае президент Сербии Александр Вучич.
От Брюсселя до Пекина
Главный проект Китая в регионе — скоростной поезд Белград — Будапешт. Строительные работы на сербском участке должны начаться на этой неделе. Модернизированная железная дорога поможет быстро перемещать китайские грузы, прибывающие в греческие порты, на территорию ЕС через Сербию.
Сейчас путешествие по железной дороге между сербской и венгерской столицами занимает восемь часов. Скоростной поезд позволит довезти пассажиров и груз по тому же маршруту со скоростью 200 километров в час меньше чем за три часа.
"ЕС приветствует инвестиции — как местные, так и иностранные, при условии, что они соответствуют нашим законам", — заявила делегация ЕС в Китае в феврале этого года по поводу проекта железной дороги Белград — Будапешт.
"Еврокомиссия оценивает соответствие государственных заказов правилам ЕС. Мы ведем диалог с властями Венгрии, чтобы получить некоторые пояснения", — сообщила делегация.
Аналитики полагают, что при реализации других проектов в странах Центральной и Восточной Европы, входящих в ЕС, Китай также столкнется с трудностями. Новые члены блока не только связаны с его правилами по борьбе с недобросовестной конкуренцией, но и получают значительное финансирование еврофондов на развитие инфраструктуры.
Тем не менее, по ее словам, "учитывая существующую ситуацию и доступность еврофондов, трудно представить себе проект, для которого необходимы займы из Китая".
"Мы не можем гарантировать, что китайские компании выиграют тендеры", — добавила она.
Однако, несмотря на все препятствия, для некоторых лидеров стран региона Пекин по-прежнему кажется более желанным партнером, чем Брюссель.
"Становится все более оскорбительным, что несколько развитых стран поучают весь мир по поводу прав человека, демократии и рыночной экономики, — заявил Орбан во время телевизионного интервью в мае. — Всем это надоело, и Китаю больше всего".