Митингом у кабинета правительства закончилось вчерашнее протестное шествие, осуждающее латышизацию билингвальных школ. Осудили не только нынешнюю реформу Карлиса Шадурскиса, но и прежнюю, поскольку результаты экзаменов показывают, что учиться после реформы дети стали хуже, и даже знания латышского языка стали хуже.
"Наши дети — наше право", — скандировали участники митинга на русском и на латышском, заканчивая сакраментальным "Руки прочь от русских школ!".
В бой идут не только старики
Тем, кто полагает, что тема русского образования волнует только стариков, хочу напомнить результаты голосования на Manabalss.lv по инициативе за сохранение билингвального образования в средних школах, которую поддержали 11 тысяч человек, из них большая часть — работающие люди. То есть то, что человек занят на работе, не значит, что он не поддерживает протестное движение.
"Мне удалось смениться на работе, специально, чтоб пойти на этот митинг", — призналась рижанка Ольга, пришедшая на митинг с подругой домохозяйкой Татьяной. У Ольги и Татьяны дети учатся в пятом классе, и женщины решительно против очередной реформы.
"По тем предметам, где обучение идет на родном, успеваемость лучше", — уверены протестующие матери.
Многие старшеклассники к реформе пока относятся равнодушно. Полного перехода на латышский они не боятся, поскольку и теперь почти все предметы в старших классах ведутся на нем. Да и экзамены сдавать школьники предпочитают на государственном языке, поскольку если учиться в наших вузах, то все равно на латышском. И тем не менее школьники тоже пришли на акцию протеста.
"То, что мы живем в Латвии, не делает латышский язык родным для нас. Нам все равно, прежде чем понять школьный предмет, надо заучивать терминологию. Это несложно, но и думать, что любой детсадовец, который пришел в школу, сразу начнет лопотать по-латышски, — наивно. Все равно латышский приходится учить и в школе и дома. Люди не рождаются со знанием всех языков", — считает Анастасия.
Меньше всего на митинге было тех, кого реформа коснется впрямую — мамочек с колясками. Ведь именно им предстоит отправлять деток в детский садик, в котором содержание латышского языка увеличивается до 30%, а уже в школе из русских предметов останутся только уроки языка и литературы.
"Я училась в полностью русской школе и все же выучила латышский язык. Я уверена, что хороший учитель сможет научить ребенка языку и не на географии, а на профильном предмете, на латышском", — отметила Галина.
Огонь в ночи
Митингующие в знак протеста прошли от памятника Свободы до кабинета министров. В их руках были плакаты с надписями на русском, латышском и английском.
"Стоп убийцам русских школ!", "Лучшее образование — на родном языке", "ПРАВО на родной язык" — гласили плакаты.
— Как я делаю плакаты? Очень просто! Иду и распечатываю на листах А3 лозунги, показавшиеся мне достойными. Один лист — 30 центов. Десяток напечатал — уже заметный вклад в протест", — рассказала бизнесвумен Ирина Смориго.
С наступлением сумерек митингующие зажгли фонарики. Народу в Старой Риге было много, и шествие незамеченным не осталось.
Сколько вышло неравнодушных?
Один из организаторов шествия Юрий Петропавловский рассказал, что, когда акцию готовили, полиция попросила увеличить число общественных охранников, в чьи функции входит обеспечение соблюдения норм порядка и безопасности во время перехода улиц.
"Нам было сказано, что в прошлый раз митингующих было около тысячи и, возможно, на этот раз будет не меньше. Уверен, что к следующей акции нас попросят утроить число общественных охранников, поскольку невооруженным глазом видно, что народу гораздо больше, чем прежде", — заявил Петропавловский.
Вообще подсчет протестующих вызвал много споров в социальных сетях после шествия. Все пытались выяснить, сколько было на самом деле народа и насколько это много для Латвии? Я лично проводил подсчеты дважды.
Стоя у музея оккупации, я засекал, как долго шло шествие — получилось 7 минут. Мимо шли люди с плакатами, по пять человек в ряд. По примерным подсчетам получилось, что в шествии участвовали где-то около 700-800 человек. Кроме того, в колонну протестующих постоянно вливались новые люди.
У кабинета министров люди стояли плотно, не передвигаясь, и было легко определить ряды, в которых приблизительно 5 человек, и ряды, где стояло около десяти человек. Посчитав людей по рядам, получилась цифра — 1300, а учитывая, что многих в толпе было просто не видно, можно смело сказать, что на митинг собрались около 1 тысячи 500 человек.
Хочется также добавить, что в стране, где митинг в 200-300 человек уже обсуждается в прессе, парламенте и правительстве, протестное шествие более тысячи человек — явление заметное. Также отмечу, что это только второй протест, а опыт протестов 2004 года показывает, что каждый последующий набирал с каждым разом все большее количество людей. В первой группе протестующих — 14 лет назад — было вообще полтора десятка человек.
Чего добивались протестующие?
Стоя у кабинета министров один из организаторов протестного шествия, лидер "Русского союза Латвии" Мирослав Митрофанов объявил требование "русской школьной автономии", и толпа поддержала его радостным ревом.
— В каждом евро зарплаты Шадурского как минимум 38 центов — деньги из наших налогов, — дискутировал с толпой другой организатор, Юрий Петропавловский.
— Вы согласны?
Народ дружно ревел "да!!!"
— Наши дети — наше право! Вы согласны?
— Да!!! Наши дети — наше право!
— Если Шадурский не может научить наших детей ни школьным предметам, ни латышскому языку, — пусть отдает детей нашим педагогам, мы сделаем и то, и другое!
— Да!!! — ревел народ. — Наши дети, наше право!!!!
В завершение митинга слово взял организатор прошлой акции протеста Дэги Караев, который вместе с юристом Еленой Бачинской выступил как представитель родительской инициативной группы, собравшей 5 тысяч подписей за образование на русском языке.
— Мы тоже Латвия! — напомнил он присутствующим. — Мы платим налоги, участвуем в общественной жизни, имеем представительство и в парламенте, и в самоуправлениях, и в министерствах. Мы часть Латвии!
Бачинская в свою очередь подчеркнула, что прошлая реформа 2004 года, не обсуждалась публично, эксперты не высказывали свое мнение о том, насколько она достигла своих целей и что о той реформе можно судить только по результатам экзаменов, а они оставляют желать лучшего.
Около половины шестого, когда число людей на улицах достигло максимального, организаторы митинга объявили конец протестной акции и попрощались с присутствующими до следующего раза.
"Каждый из вас должен уйти отсюда агитатором и на следующий митинг протеста привести друзей и знакомых", — напутствовали организаторы протестующих.
Все верно. Чем шире движение, тем смелее и шире требования. Чем позже власти заметят протест, тем больше придется делать уступок. Пусть каждый сам догадается — кому это выгодно.