РИГА, 23 окт — Sputnik, Владимир Дорофеев. Министр образования намерен полностью перевести школы на латышский язык с первого класса уже в 2020 году. Родители детей и представители Русской общины этим категорически недовольны. Выступающие многократно подчеркивали, что они хотят, чтоб русские дети знали латышский язык, но при этом изучали бы предметы на родном языке.
Сложно сказать, сколько человек пришло на самом деле. Латышская версия Delfi назвала цифру в 100 человек, русская редакция того же портала — 200. Информационное агентство Leta сообщило о 500 протестующих, а представитель организаторов Юрий Петропавловский сказал о полутора тысячах человек. Собственные наблюдения подсказывают, что митингующих было около 600-700.
Организовал этот митинг человек, который с политикой никак не связан и в политику не собирается, — отец двоих детей, IT-гуру и экс-редактор Digital Times Дэги Караев. На митинге он повторил свою мысль, что русскоязычные Латвии — точно такие же граждане и они имеют право на выражение своего мнения и недовольства министром.
После митинга Караев признался Sputnik, что доволен акцией, но результатом будет считать отмененную реформу. Кроме того, поблагодарил всех тех, кто пришел. Отдельно он упомянул диванных экспертов, побоявшихся прийти высказать свое мнение, но осудивших в интернете Татьяну Жданок и Русский союз Латвии (РСЛ), а также его лично за эту компанию.
"Пускай я не во всем согласен с РСЛ и вполне вероятно буду голосовать за другие силы, но они (РСЛ) оторвались от дивана и пришли высказать свое мнение. А домашние эксперты никогда ничего не изменят. К их мнению точно никто не прислушается. Проблема совершенно непродуманного перевода билингвальных школ на латышский язык — это большая общая проблема, которая коснется многих. И не в этой ситуации выбирать — кто из политиков более симпатичен. Пришли разные люди с разными мнениями, но одинаково недовольные реформой", — рассказал Караев.
Родители пришли протестовать
И действительно, на митинг пришли и представители РСЛ, и "Согласия", и люди, не имеющие отношения к политике, но переживающие за своих детей. Самих детей, кстати, было мало. Старшеклассников эта реформа уже не затронет, те же, кого она коснется напрямую, учатся сейчас в детсадах и мало что вообще понимают.
"В 2003 году дети тоже не сразу подключились к протестам, — вспомнил ветеран школьных манифестация Юрий Петропавловский. — В начале нас было вообще 13 взрослых человек. А закончилось протестами в 60 тысяч человек, где ядро составляли именно школьники".
Характерно, что на митинге среди выступающих было сразу двое европарламентариев — Татьяна Жданок и Андрей Мамыкин. Жданок в своем выступлении отметила, что сторонники этой реформы не стремятся к тому, чтоб школьники знали латышский, они хотят, чтобы русские школьники просто перестали понимать свой родной язык. С ее подачи толпа скандировала "Русский язык — родной, латышский язык второй!". Было видно, что эта позиция очень близка собравшимся — из них никто не отрицал необходимость изучения латышского. Наоборот, приводились примеры, доказывающие, что на самом деле латышский в школах преподается плохо и недостаточно. Татьяна Жданок пообещала начать сбор подписей в Страсбурге за соблюдение Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств.
Андрей Мамыкин пришел на митинг с латвийским флажком и маленьким плакатиком "Аз есмь Латвия". Он призывал министра Шадурскиса "спуститься к народу".
Мамыкин был одним из немногих, кто выступал на латышском, и это очень важно. Потому что латыши об этих протестах имеют превратное представление и вообще не понимают, против чего русские протестуют.
Экс-депутат Сейма Николай Кабанов заявил, что для него этот митинг напоминает своеобразный "День сурка". В прошлый раз на протест он ходил, когда его старший сын учился в пятом классе, а теперь его младший сын перешел в пятый класс, и события повторяются. Он высказал сомнения в успехах проведенной реформы. Кабанов напомнил, что даже при диктаторе Карлисе Улманисе в русских школах обучение проводилось стопроцентно на русском языке, и это совершенно не мешало патриотизму.
Когда цивилизованные методы не работают
Представитель Латвийской ассоциации в поддержку школ с обучением на русском языке Константин Чекушин поделился своим опытом общения с министерством образования, подчеркнув, что ведомство лишь изображает диалог, хотя на самом деле никто русских родителей попросту не слушает и не слышит.
Выступающие сменяли друг друга, число участников акции протеста все время росло, никто не уходил. Представитель РСЛ Юрий Петропавловский после акции заявил, что не ожидал, что на митинг придет такое количество народа. Все-таки времени на призыв было очень мало, и обсуждение в интернете было не очень активным. Тем не менее число участников было впечатляющим.
"За прошедшие пять лет я не помню ни одного столь массового митинга, — отметил Петропавловский. — И это только начало".