РИГА, 6 ноя — Sputnik. Современные дети пользуются большим количеством языков, поэтому стоит подумать о том, как ввести многоязычие в школы в Латвии, а не перевести их все только на латышский язык обучения, заявил в интервью радиостанции Baltkom руководитель экспертной группы по стратегии долгосрочного развития Латвии, профессор Рижской высшей школы экономики, бывший министр образования Латвии Робертс Килис.
По его словам, школы сами должны выбирать языки обучения и их пропорции.
"Я сейчас скажу о чувствительной вещи для русских — обучение на латышском языке. Это то, о чем говорят уже 25 лет. Это решение прошлого, не направлено на будущее. Будущее – это многоязычие. Надо иначе думать, искать другие решения. Например, моя дочь ходит в английскую гимназию. У них часто часть предметов ведут на английском языке. И это в третьем классе. И правильным, западным подходом было бы отдать вопрос языков школам. Это автономная единица", — считает Килис.
Он назвал английский язык главным конкурентом латышского и русского и считает, что на практике невозможно перейти на обучение только на латышском языке.
В начале октября правящая коалиция поддержала концепцию реформы образования, предполагающей постепенный переход обучения на латышский язык. По замыслу, с 2020/2021 учебного года все общеобразовательные предметы в средних школах будут преподаваться только на латышском языке, при этом в школах нацменьшинств сохранится возможность изучать родной язык, литературу и предметы, связанные с культурой и историей.
23 октября под окнами министерства образования на улице Вальню прошел митинг против реформы Шадурскиса. Организовал акцию отец двоих детей, IT-гуру, бывший главный редактор газеты Digital Times Дэги Караев. По подсчетам Sputnik Латвия, на митинг пришло порядка 600-700 человек. Люди говорили о том, что хотят, чтобы русские дети знали латышский язык, но при этом изучали предметы на родном языке. На 16 ноября заявлена новая акция протеста.
В то же время 2 ноября на портале появилась противоположная инициатива — за искоренение билингвального образования в Латвии. Ее автор- Карлис Мартинсонс — считает, что билингвальная система образования вносит раскол в общество и создает проблемы с коммуникацией в государстве. Мартинсонс предлагает установить приемлемый переходный период, в течение которого все государственные и муниципальные образовательные учреждения — детские сады, начальные, основные и средние школы — перейдут на латышский язык, кроме занятий по изучению иностранных языков. За эту инициативу пока подписался 61 человек.