РИГА, 3 ноя — Sputnik. Сокращение потока российских грузов ставит под угрозу само существование латвийского транзита, отрасли пора переходить к менталитету управления цепями логистики, искать добавочные услуги, пользоваться инфраструктурой в синергии с другими отраслями, заявил специалист по логистике Каспарс Бришкенс в ходе дискуссии Русского вещания LTV7 "Точки над i".
По словам Бришкенса, латвийскому транзиту в этом году помогла не просесть еще ниже благоприятная конъюнктура угольного рынка — Китай не покупает уголь у Северной Кореи, в Австралии большая компания ушла с рынка, спрос на уголь очень велик и в Европе, и в Китае, пояснил эксперт.
"И просто сложилась эта тенденция, когда Россия пытается по всем возможным каналам экспортировать свой уголь. И так как мощностей своих портов и своей железнодорожной системы ей не хватает — конечно, они используют латвийские порты", — отметил Бришкенс.
Однако, по его мнению, это лишь удачное стечение обстоятельств, которое сегодня есть, а завтра этого не будет.
"Совершенно ясно, что огромный, даже экзистенциальный риск для транзитной отрасли Латвии — это потенциальный спад экспорта российских сырьевых грузов", — признает экономист.
Напомним, статистика по грузообороту двух портов Латвии — Вентспилсского и Лиепайского — свидетельствует о том, что объемы перевалки грузов за первые девять месяцев текущего года выросли на 15,5% и 22,8% соответственно, а основу грузооборота составил именно уголь — 14,322 миллиона тонн (+27,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года). Грузооборот крупнейшего в Латвии Рижского порта по итогам января — сентября 2017 года снизился на 5,1%, но в основном за счет наливных грузов. А в структуре переваленных грузов по-прежнему преобладал уголь — 36,6%.
Мельница вместо сквозняка
По мнению Каспарса Бришкенса, латвийской сфере транзита нужно не просто искать другие грузы, но менять сам подход к предложению услуг.
"Очень острая проблема транзитной отрасли — само слово "транзит"! Потому что оно несет в себе дефиницию, выгодную тем, кто работает с грузами с релятивно низкой добавленной стоимостью и довольно примитивными логистическими цепочками", — говорит Бришкенс.
Эксперт пояснил, что обычно это перевозка до терминала, может быть, временное хранение — и погрузка на судно.
"С последствиями в виде черных подоконников на ул. Экспорта, аромата бензола в Вецмилгрависе и вечных автомобильных пробок у железнодорожных переездов", — добавил Бришкенс.
Крайне важно для транзитной отрасли Латвии, для всего транспорта и логистики переходить от менталитета транзита к менталитету управления цепями логистики (supply chain management), подчеркнул Бришкенс.
По его словам, между этими двумя философиями, двумя подходами к работе с грузами и с инфраструктурой транспорта и логистики очень много различий.
"Если сравнивать с ветром, то транзит — это как сквозняк. А менеджмент цепей поставок — это как мельницу в центр воздушных потоков поставить и ловить ветер в нашу мельницу, то есть концентрироваться на макроэкономическом эффекте", — пояснил экономист.
По его мнению, транзитной отрасли Латвии необходимо искать различные добавочные услуги по логистике и промышленности, чтобы добавить ценности грузам и воспользоваться этой инфраструктурой в синергии с другими отраслями.
"А не только смотреть примитивно — как пропустить максимальный объем российского угля через латвийскую транспортно-логистическую систему", — заключил Бришкенс.
Транзитная отрасль стран Балтии лишилась значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области.
По данным Росморречфлота, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 году вырастет на 60 миллионов тонн в год. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь в том числе за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств — более 25 миллионов тонн в год. В 2016 году общий объем перевалки российских грузов в портах стран Балтии составил 42,5 миллиона тонн. Таким образом, к 2020 году Латвия, Литва и Эстония могут лишиться еще 60% российских грузов.
Кроме российских грузов, порты стран Балтии рискуют потерять и транзит белорусских нефтепродуктов — а это около 12 миллионов тонн в год. Президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в Калининградской области 16 августа заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.
Минэнерго РФ в середине сентября заявило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и тарифов РЖД на перевозку грузов.