РИГА, 2 ноя — Sputnik. России пока не стоит менять направление экспорта шрота и жмыха через порты стран Балтии, альтернативные маршруты пока еще недостаточно проработаны, к такому выводу пришли участники состоявшегося в Минсельхозе РФ совещания по вопросам совершенствования экспортной логистики продукции отечественного АПК, сообщается на сайте Минсельхоза.
Представители Масложирового союза на совещании отметили сложности, с которыми столкнулись экспортеры подсолнечного шрота (побочный продукт производства растительных масел, используется в качестве корма для животных, птиц и рыб, а также в качестве добавки в комбикорме) и жмыха (продукт, получаемый после отжима растительного масла из семян масличных культур). В настоящее время перевозчик из-за ремонтных работ доставляет до портов стран Балтии только половину из запрошенного объема.
Сложившаяся тенденция серьезно обеспокоила не только бизнес, но и Министерство сельского хозяйства РФ. Вопрос расширения возможностей по перевалке через другие порты, по мнению директора департамента регулирования рынков АПК Анатолия Куценко, требует дополнительной проработки.
В ходе совещания участники сошлись во мнении, что кардинально менять направления отгрузок, пока нет альтернативы прибалтийским портам, не представляется возможным, следовательно, потребности отраслей по отгрузкам должны быть обеспечены в полном объеме.
"Чтобы снизить зависимость российских поставщиков от инфраструктурных ограничений, сегодня даны поручения по формированию сопоставимых по экономике маршрутов через российские порты", — заявил исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
Транзитная отрасль стран Балтии лишилась значительного объема грузов из-за намерения России развивать собственную инфраструктуру на Балтике, а также увеличивать провозную способность железной дороги Ленинградской области. В 2016 году общий объем перевалки российских грузов в портах стран Балтии составил 42,5 миллиона тонн.
По данным Росморречфлота, грузооборот портов Северо-Запада России к 2020 году вырастет на 60 миллионов тонн в год. Дополнительный грузооборот предполагается привлечь в том числе за счет переориентации российских внешнеэкономических грузов из портов сопредельных государств — более 25 миллионов тонн в год. Таким образом, к 2020 году Латвия, Литва и Эстония могут лишиться еще 60% российских грузов.
Кроме российских грузов, порты стран Балтии рискуют потерять и транзит белорусских нефтепродуктов — а это около 12 миллионов тонн в год. Президент РФ Владимир Путин на совещании по развитию транспортной инфраструктуры Северо-Запада России в Калининградской области 16 августа заявил о необходимости увязать поставки нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы с транспортировкой выработанных нефтепродуктов через Россию.
Минэнерго РФ в середине сентября заявило, что ведет работу над привлечением белорусских экспортеров нефтепродуктов в российские порты в том числе за счет снижения тарифов на обслуживание в портах и тарифов РЖД на перевозку грузов.