РИГА, 26 окт — Sputnik. Китайцы не интересуются только услугами грузоперевозок, помимо пользования терминалами в Рижском порту им выгоднее иметь свой терминал, парк логистики, инфраструктуру. И пока Латвия не сделает выгодного предложения, она так и будет довольствоваться тестовыми поездами из КНР, заявил депутат Сейма, бывший министр сообщения Анрийс Матисс в передаче Латвийского радио 4 "Открытый вопрос".
Белорусский опыт
Матисс призвал обратиться к белорусскому опыту сотрудничества с Китаем, в первую очередь речь идет о китайско-белорусском индустриальном парке "Великий камень".
"Конечно, им выгоднее иметь свой терминал, парк логистики — и в том же аэропорту, не только в порту. И им нужно эту возможность предоставить, чтобы им было выгодно. Взять пример Белоруссии: сейчас создается индустриально-логистический парк "Великий камень", огромные инвестиции из Китая. Мы там побывали пару недель назад с делегацией Сейма. Это целый город! К производственным и логистическим объектам примыкают жилые массивы, детсады — всё строится. Это тот общий объем и то, чего китайцы хотят, а не пять контейнеров или тестовый поезд. Они хотят серьезно разместить инвестиции, чтобы обосноваться и работать здесь", — сказал Матисс.
Но такого единого, комплексного предложения в Латвии не подготовлено, признал политик.
"Великий камень" — особая экономическая зона в Минской области Белоруссии, созданная согласно межправительственному соглашению между Китаем и Белоруссией.
В общей сложности индустриальный парк будет занимать площадь около 8 гектаров. На этой территории вводится специальный правовой режим сроком действия на 50 лет.
В парке планируется построить высокотехнологичные и экспортно-ориентированные производства. По заявлению президента Белоруссии Александра Лукашенко, на территории будут сосредоточены высокотехнологичные предприятия со всего мира и производства "завтрашнего дня".
Срок строительства парка — 30 лет, численность работающих — 120 тысяч человек. Приоритетные направления, намечаемые к развитию в парке, — электроника, биомедицина, тонкая химия, машиностроение и новые материалы. Планируемые рынки — страны СНГ и Евросоюза.
На создание инфраструктуры парка Белоруссия планирует выделить более 0,5 миллиарда долларов, Госбанк развития Китая — 1,5 млрд долларов. Предполагаемый объем прямых инвестиций в проект составит около 2 миллиардов долларов, а по прогнозам посольства КНР, может быть увеличен до 5,5 миллиарда долларов. К проекту также привлекаются российские и сингапурские инвесторы. По заявлению Александра Лукашенко, реализация этого проекта позволит получать от экспорта дополнительно до 50 миллиардов долларов ежегодно.
Развернуть поток из Германии
По мнению Матисса, на данном этапе Латвии в вопросе привлечения грузов из Китая нужно сотрудничать с теми, кто "уже исторически разрабатывал этот путь и осваивал маршрут, то есть с немцами, у которых самый большой в Европе "сухой" порт Дуйсбург, куда грузы и поезда идут каждый день".
"А мы можем часть этого потока развернуть сюда и обеспечить Северную Европу китайскими грузами (и обратно), то есть подключиться к уже существующему и не изобретать велосипед заново", — заявил Матисс.
Китайские инвестиции — не подарок
В свою очередь другой участник дискуссии — директор программы "Новый шелковый путь" Института внешней политики, руководитель Центра китаистики в Рижском университете им. Страдыня Уна-Александра Берзиня-Черенкова – подчеркнула, что китайские инвестиции не даются просто так.
"Китайцы не хотят ничего дарить! Они перенимают и энергетическую инфраструктуру, и другое. Почему их интересует Вышеградская четверка? Зачем им тот регион? А он напрямую инкорпорирован в немецкие сети производства. Вот вам первое", — сказала Берзиня-Черенкова.
Во-вторых, она призвала обратить внимание на формат "16+1".
"Нам кажется, будто там есть какая-то ниша, и мы чего-то можем достичь. Действительно, после Рижского саммита наш регион, балтийские страны ассоциируются с транзитом и логистикой. Но тем не менее, если посмотреть, кто страны — чемпионы по сотрудничеству среди "16+1" (формат сотрудничества Китая с Центральной и Восточной Европой — ред.), то давайте поглядим на венгров, на поляков. В Венгрии с 2010 года не сильно прибавилось серьезных китайских инвесторов. Вкладывают те, кто там был уже тогда.
Внимание, вопрос: нам это нужно? И еще: если китайцы захотят — их не остановит то, что у нас плохое предложение. Потому что политическая воля там сильнее, чем экономические соображения", — подчеркнула эксперт.