РИГА, 23 окт — Sputnik. Латвия уважает стратегию РФ на использование собственных портов, однако и у балтийской страны хорошие тарифы, налажено взаимодействие между железной дорогой, портами и морскими линиями, заявил президент Латвийской железной дороги Эдвинс Берзиньш. По его мнению, бизнес-партнеры в Латвии и РФ могут совместно работать над привлечением грузов из Индии и Ирана, как и из Китая, передает Baltic Сourse.
Берзиньш считает, что через 5-7 лет грузопоток из Индии будет так же значителен, как сейчас из Китая, и Латвия, по его словам, рассчитывает на первенство в индо-иранском транзите.
Индийскую тему Латвийская железная дорога (LDz) разрабатывает уже более года, а на заседание Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества, прошедшее 19-20 октября в Риге, была приглашена делегация во главе с заместителем министра дорог и городского строительства, председателем правления и президентом железных дорог Исламской Республики Иран Саидом Мохаммадзаде.
Иран решением заседания получил доступ к автоматизированной системе планирования перевозок грузов в международном сообщении (АС "МЕСПЛАН") для согласования перевозок в свой адрес, что является первым шагом к предварительному электронному информированию в грузообороте. ОАО "РЖД" возьмет на себя разработку программного обеспечения, настройку оборудования и информационное обслуживание системы для Ирана.
Российская компания "Трансконтейнер" уже разместила в иранском порту Бендер-Аббас свою первую базу, сообщил генеральный директор компании Петр Баскаков.
"Мы с уважаемым руководителем LDz Эдвинсом Берзиньшем проработали возможность перевозки из Индии и уже сделали хранилище в индийском порту специально под эти перевозки, из Индии в Латвию, — сказал Баскаков. — Сначала пойдут тестовые перевозки, это будет немного, как всегда, — с чего-то надо начинать, а потом промышленные объемы. И если система будет настроена и туда и обратно, можно будет поставить на поток этот маршрут".
По словам Берзиньша, коридор "Север — Юг" в ближайшем будущем займет в календаре железнодорожников такое же место, как китайское направление.
"Мы будем говорить не об отдельных контейнерах или поездах, а о десятках составов. Роль логистических хабов для обслуживания этих потоков будет возрастать, и Латвийская железная дорога над этим активно работает. Мы хотим быть в этом коридоре, и мы там будем, сотрудничая с Россией, Азербайджаном и Ираном в доставке грузов в Европу и Скандинавию с использованием мультимодальных цепочек и морских портов Латвии", — заявил Берзиньш.
Он заверил, что Латвия уважает стратегию России на использование собственных портов, однако и у Латвии хорошие тарифы, кооперация между железной дорогой, портами и морскими линиями.
"Мы можем дать единую сквозную ставку для клиента, предложив таким образом конкретный продукт и убрав почву для дискуссий, кто из участников зарабатывает на перевозке больше. Будущее — в кооперации, бизнес будет работать только так. Совет по железнодорожному транспорту дает в этом позитивный пример, это платформа для сотрудничества и новаторства", — заключил глава LDz.
Ожидания главы LDz, связанные с приходом тысяч поездов из Китая и Индии, не разделяют многие эксперты. В частности, президент Балтийской ассоциации "Транспорт и логистика" Инга Антане неоднократно критиковала Латвийскую железную дорогу за повышение тарифов на услуги по перевозке и планы по дорогостоящей электрификации. По ее словам, это делает LDz неконкурентоспособной по сравнению, например, с Литовскими железными дорогами. И без изменения стратегии LDz в этой области грузы из Китая и других стран Азии в Латвию не пойдут.
Скептически относится к разговорам о замене российских грузов китайскими и председатель совета стивидорной компании KS Terminal Айгарс Кименис. По его мнению, "это бред". "Если разговор идет об одном контейнерном поезде в месяц, где 52—58 вагонов, то это примерно 3000—3500 тонн, в сравнении с углем в день приходит десять таких поездов", — считает Кименис, подчеркивая, что это в десять раз больше в день, а не в месяц. По его мнению, разговоры о привлечении северно-южного транзитного коридора тоже неконструктивные, поскольку это было бы плюсом только для самого LDz, но не для остальных участников транзитной цепи — портов, стивидоров и других.
Аналогичной точки зрения придерживается доцент Рижского университета им. Страдыня Марис Анджанс. По его словам, китайские транзитные грузы, отправляемые по железной дороге, не заменят Латвии утраченные российские. Поэтому Латвии стоило бы больше думать о "продаже своих знаний и своей культуры", сделав акцент на привлечении студентов и туристов из КНР.