РИГА, 19 окт — Sputnik. Между Россией и Белоруссией вскоре может разразиться война за порты, пишет польская газета Najwyższy CZAS. Перевод статьи выполнен порталом ИноСМИ.
Москва, уступившая Минску в топливном споре, требует, чтобы тот в знак благодарности перенаправил свой экспорт в российские морские порты. Белорусы отвечают, что им удобнее пользоваться латвийскими портами, но Россия продолжает настаивать на том, чтобы белорусские нефтепродукты шли через ее территорию. У нее есть убедительный аргумент, ведь Мозырский и Новополоцкий НПЗ занимаются переработкой именно российской нефти.
Москва не хотела зависеть от транзита через страны Балтии, а одновременно стремилась лишить эти государства прибыли. Сейчас их услугами пользуются в основном Белоруссия и Украина. Уход россиян из балтийских портов оказался для стран региона тем более болезненным, что в последнее время они активно занимались модернизацией инфраструктуры и вложили в нее много средств.
Пулокас говорит, что белорусский бизнес, направивший в Литву поток своих товаров, проторил в Клайпеду дорогу. Она стала настолько удобной, что даже Путин не сможет развернуть эту тенденцию, ведь бизнес умеет считать деньги.
Ловушка для Лукашенко
Советники Путина приготовили, однако, для Лукашенко ловушку. Пусть частный бизнес экспортирует свои товары через Клайпеду или другие города, а государственные гиганты ограничатся российскими государственными портами. Особенно это касается двух нефтеперерабатывающих предприятий в Новополоцке и Мозыре. Белоруссия, как полагают россияне, получает от них нефть по очень выгодной цене, так что она должна пользоваться для экспорта российской инфраструктурой.
Минск находится в затруднительном положении. Ему удалось создать с Латвией исправно работающую систему поставки нефтепродуктов на Запад (модернизировав инфраструктуру, созданную в советские времена), а та была довольна надежным белорусским клиентом.
Представители Белоруссии старались отделаться от Путина традиционным методом, заявив, что с удовольствием будут пользоваться российскими портами, если те (а одновременно Российские железные дороги) представят выгодное предложение. Они заранее знали, что ни российские порты, ни железная дорога ничего хорошего предложить им не смогут.
Путин, однако, не стал включаться в дискуссию, а заверил только, что РЖД снизят свои ставки для Белоруссии на 50%.
Спор из-за Китая
Пока Лукашенко не спешит перенаправлять экспорт в российские порты, но, как полагают эксперты, поля для маневра у него практически не осталось, тем более что он собирается подписать с Россией договор на поставки газа до 2025 года. При этом Минск хочет платить за газ столько же, сколько Смоленская область. Россия готова на это пойти, но при условии, что Белоруссия будет пользоваться ее портами и подпишет соответствующее соглашение.
Кремль прекрасно знает, что его порты не могут конкурировать с портами стран Балтии, а китайцы будут использовать на выходящем к Балтийскому морю отрезке Шелкового пути порты Латвии и Литвы со всей транспортной системой, которую создали белорусы. Для России это будет удар по престижу, и она хочет его избежать, так что Лукашенко оказался в сложной ситуации.