Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Шелковый путь: Латвии дадут шанс заработать на транзите

© Sputnik / Александр Кондратюк / Перейти в фотобанкПодвижной состав на путях
Подвижной состав на путях - Sputnik Латвия
Подписаться
Ключевые игроки на рынке грузоперевозок оценивают не только техническую готовность стран Балтии к приему транзита, но и, в том числе, их отношения с Россией

РИГА, 14 июл – Sputnik, Андрей Татарчук. В 2020 году из Китая транзитом через Казахстан пройдет 2 млн контейнерных грузов, треть из них  – в западном направлении. Но уже сегодня сразу за белорусским Брестом на польском участке "Нового Шелкового пути" появились серьезные проблемы, вызывающие недоверие и раздражение китайских грузовладельцев.

Павильон Латвии на ЭКСПО Астана 2017 - Sputnik Латвия
Павильон Латвии на EXPO-2017 в Астане обошелся в 700 тысяч евро
Сразу у входа павильон Латвии на международной выставке Astana Expo 2017 стоит модель локомотива с логотипом LDz. На большом экране крутится ролик с латвийскими пейзажами и закадровой озвучкой – рекламная песня о нашей стране в стиле рэп. Шатры в оформлении павильона имитируют многометровые глыбы янтаря: "Конечно, с этим никто даже не спорит, Латвия – страна у моря". Экскурсоводы и видеогиды в шлемах виртуальной реальности рассказывают о достоинствах портовой транзитной страны.

В день павильон Латвии собирает около 3,5 тысяч посетителей.

Одной дорогой единой Евразии

Экспозиция латвийского павильона на выставке меняется, но проходящая сейчас транспортно-логистическая неделя архиважна: в Астану на этой неделе прибыли все руководители отрасли, исключая лишь мэра Вентспилса и главу латвийской транзитной ассоциации Айварса Лембергса. Впрочем, можно не сомневаться, что он тоже рассчитывает на конкретные результаты презентации в Астане.

"Мы идем одной дорогой в направлении единой Евразии", — заявил президент Раймондс Вейонис, открывая транзитную неделю.

© Sputnik / Андрей ТатарчукГлава Казахстанской железной дороги Канат Алпысбаев, Первый вице-премьер Республики Казахстан Аскар Мамин, Президент ЛР Раймондс Вейонис
Глава Казахстанской железной дороги Канат Алпысбаев, Первый вице-премьер Республики Казахстан Аскар Мамин, Президент ЛР Раймондс Вейонис - Sputnik Латвия
Глава Казахстанской железной дороги Канат Алпысбаев, Первый вице-премьер Республики Казахстан Аскар Мамин, Президент ЛР Раймондс Вейонис

По его словам, транзитная отрасль, составляющая 8% оборота латвийской экономики — это краеугольный камень.

"Нам важно сохранить и развивать отрасль, находить и развивать новые проекты. С Казахстаном нас объединяют общие цели и общее видение будущего", — сказал он.

Первый вице-премьер Республики Казахстан Аскар Мамин отметил, что в Латвии уже есть казахстанская стивидорная компания Ventspils Grain Terminal. Но при этом главные перспективы партнерства между нашими республиками связаны не с портовой перевалкой зерна и аграрной продукции, а с контейнерным терминалом в одном из трех морских портов – скорее всего, казахстанская сторона рассчитывает поставить стивидорную компанию в Рижском свободном порту.

Как сообщил Sputnik Латвия председатель правления АО "НК "Қазақстан темір жолы" Канат Алпысбаев, скептицизм китайских грузовладельцев и потенциальных экспортеров всего Азиатско-Тихоокеанского региона вызван технической неспособностью Польши качественно обслуживать грузопоток “Нового шелкового пути” — сразу за белорусским Брестом контейнерные поезда простаивают сутками из-за устаревшей инфраструктуры польской железной дороги. Как следствие, этот грузопоток будет перенаправлен по другим транзитным коридорам в ближайшие 2-3 года.

Пойдем к российским коллегам вместе

Глава Казахстанской железной дороги Канат Алпысбаев ответил на вопросы Sputnik Латвия.

— В связи с проблемами на польском коридоре этот возрастающий грузопоток контейнерных грузов из Китая повернет в Европу другими транзитными коридорами. Очевидно, это уже не только логистика через Брест-Малашевичи.

- Но эти грузы не в Латвии. Почему можно надеяться, что они пойдет через наши порты, а не через порт Усть-Луги, например, или прямо по железной дороге в Финляндию и далее на Скандинавию?

В Ригу прибыл первый поезд из Китая - Sputnik Латвия
В Китай ушел второй контейнерный поезд
- В 2020 году мы рассчитываем на 2 млн контейнеров. Конечно, транзитные коридоры могут быть различными: через Белоруссию, Финляндию, Латвию…  Я здесь не вижу ничего плохого. Во-первых, пусть различные порты в разных странах конкурируют, это хорошо стимулирует развитие. А во-вторых, я не думаю, что наши российские коллеги (имеет в виду ОАО РЖД, — авт.) откажутся, когда мы придем к ним с вами и скажем, что мы вместе хотим перевезти миллион контейнеров. Транзит выгоден всем сторонам. Нет потока — давайте совместно инвестировать, чтобы он появился.

Мы готовы прийти в Латвию, инвестировав в казахстанский контейнерный терминал в вашем морском порту. Вы лучше знаете северных партнеров, мы готовы стать у вас стивидором. Но и вы можете зайти в Специальную экономическую зону (СЭЗ) "Хоргос – восточные ворота", поставив там предприятие в сухом порту.

У Казахстана есть опыт в этой сфере, мы успешно обслуживаем контейнерные грузы на своем терминале в сухом порту Китая, и готовы оказать Латвии полное содействие. 2 миллиона контейнеров – и возможность отправлять не только в Европу через балтийские порты, но и в Китай и весь АТР, каспийским паромным коридором на Кавказ и черноморские порты. В СЭЗ Хоргоса будут рады вам, — сказал господин Алпысбаев.

Новый Суэцкий канал

Что такое СЭЗ Хоргоса, занимающая более 500 гектаров по обе стороны границы Казахстана и Китая и предоставляющая очень большие налоговые и финансовые преференции своим резидентам? Аскар Мамин, один из инициаторов этого проекта, в ходе встречи с президентом Латвии Раймондсом Вейонисом сравнил развитие СЭЗ со строительством Суэцкого канала.

Флаг Китая - Sputnik Латвия
Великий шелковый путь: цемент для единой Евразии
Проект, возникший в рамках развития "Нового шелкового пути", поддерживает как приоритетный компартия Китая и лидер КНР Си Цзиньпин – для Пекина это не менее важный объект, чем индустриальный парк и СЭЗ "Великий камень" возле Минского аэропорта.

В свою очередь, так называемый сухой порт на площади более 120 гектаров в Хоргосе представляет весь пакет услуг, как и классические морские порты – но вместо судов там железнодорожные составы и автоперевозчики. И в Астане Латвии было сделано очень ясное предложение – от такого вряд ли стоит отказываться. Генеральный директор KTZE – Khorgos Gateway Жаслан Хамзин указал, что это самый логичный шаг к получению грузопотока "Нового Шелкового пути".

— Можем ли мы открыть терминал в Хорогосе. Да, почему бы и нет?— ответил Sputnik Латвия министр сообщения Улдис Аугулис. — Министерству предстоит провести экономические расчеты по проекту, не исключено, что это могут быть частично или полностью частные инвестиции. В том числе, по предложению строительства казахстанского контейнерного терминала — в порту на Даугаве много свободных площадей.

Латвию нанизывают на китайскую ось

Заместитель директора по логистике крупнейшего пан-евразийского железнодорожного перевозчика TransContainer Дионис Шахбазов в интервью Sputnik Латвия рассказал о транзитных перспективах региона Балтии, подчеркнув факт прироста российских грузов этим летом. В настоящий момент отношение со стороны РЖД и в целом всех участников отрасли в России к Латвии – лучшее, чем к Литве и Эстонии. По словам Шахбазова, это связано как с качеством услуг, так и с политическим фоном.

© Sputnik / Андрей ТатарчукЗаместитель директора железнодорожного перевозчика TransContainer Дионис Шахбазов и Алмат Каримов
Заместитель директора железнодорожного перевозчика TransContainer Дионис Шахбазов и Алмат Каримов - Sputnik Латвия
Заместитель директора железнодорожного перевозчика TransContainer Дионис Шахбазов и Алмат Каримов

— Эстония и Литва серьезно проигрывают по объемам и доходам от транзита грузов из России, и тут Латвия номер один для нас в регионе. Мы наращиваем объемы перевозок с латвийскими партнерами – в Балтии приоритет у вашей страны. В этом году через Кахахстан мы провели два поезда с грузами из порта Риги в Кашгар. А вот у ваших соседей в Клайпеде обрабатывается всего 1 млн тонн российских грузов, и порты Таллина продолжают сильно проседать.

Все это связано с недопониманием последствий некоторых политических действий, таких как события вокруг демонтажа памятника советскому воину-освободителю в центре Таллина и заявления литовских чиновников.

Расхождение нашего взгляда и эстонского повлияло на транзит в государственных портах Таллина очень сильно – пусть с момента демонтажа памятника улетело много времени, российские  клиенты-грузовладельцы не хотят переваливать контейнеры в Эстонии.

Литва, конечно, имеет собственный транзитный коридор на Калининград, но частый, к сожалению, показательно антироссийский мейнстрим политиков Вильнюса является риском существования этого коридора. В свою очередь, в этом году пройдет первый контейнерный поезд из Калининграда в ЕС – может быть, при участии компании Российские железные дороги, — рассказал Шахбазов.

Директор департамента контейнерных перевозок KTZ Express Алмат Каримов также выразил уверенность в росте перевозок китайских грузов через Латвию в ближайшей перспективе. С ним солидарен председатель правления госкомпании LDz Logistika Вернерс Лусис: "Рига – лучшее, что есть для скандинавского транзита".

© Sputnik / Андрей ТатарчукДиректор департамента контейнерных перевозок KTZ Express Алмат Каримов и председатель правления LDz Logistika Вернерс Лусис
Директор департамента контейнерных перевозок KTZ Express Алмат Каримов и председатель правления LDz Logistika Вернерс Лусис - Sputnik Латвия
Директор департамента контейнерных перевозок KTZ Express Алмат Каримов и председатель правления LDz Logistika Вернерс Лусис

Правда, чтобы убедить стороны работать в этом направлении, мало лишь разбитой колеи польской железной дороги за славным воинским и транзитным городом Брестом. Ключ к успеху находится в Китае – точнее, в муниципалитетах и провинциях, заключающих отдельные договоры по экспедиции товаров в Европу, а под эти договоры подстраиваются грузовладельцы. Из порта Риги в Китай по железной дороге, как отметил Вернерс Лусис, ожидаются грузы IKEA и целлюлоза.

Латвия — быстрее, удобнее, проще

Значительной остается проблема прохода границ, связанная с документами и таможней. К примеру, в Монголии, предлагающей китайским грузовладельцам очень выгодные железнодорожные тарифы на перевозку, задержка может составлять трое суток. ВВП Монголии за последние 7 лет увеличился в 4 раза, в развитие ж/д инфраструктуры там вкладываются серьезные деньги, но 72 часа на таможенную очистку и оформление документов – это перебор.

В студии радио Sputnik - Sputnik Латвия
Эксперт: Rail Baltica - символ отказа от старой имперской колеи
По словам Алмата Каримова, все страны транзитной оси Восток-Запад идут на сокращение сроков простоя на границах.

— Мы знаем про ваш проект Rail Baltica, и это даст вам дополнительные транзитные преимущества. Сухой порт в Саласпилсе, который будет построен в рамках реализации проекта, позволит перегружать составы с российской колеи 1520 мм на европейскую 1435 мм – это удобно.

Латвия по сравнению с белорусско-польским коридором может выиграть на скорости: недавно был случай, когда поезд с грузами застрял на польской стороне на двое суток, что очень возмутило китайских грузовладельцев. Что же будет в 2020 году, когда через Кахахстан пройдет 2 млн контейнерных грузов? Я думаю, ваша транзитная отрасль успешно встроится в этот путь, — улыбается Алмат Каримов.

Лента новостей
0