РИГА, 19 сен — Sputnik. Латвия может подать Литве ноту и направить протест в Еврокомиссию из-за демонтированного в 2008 году участка железной дороги Мажейкяй-Реньге, пишет Dienas Bizness.
Участок железной дороги между литовским городом Мажейкяй и латвийским Реньге был демонтирован литовской стороной в 2008 году под предлогом ремонта, который не завершился и десять лет спустя. 20 км пути ударили по транзитной мощи Латвии и помогли Клайпедскому порту увеличить грузооборот, поскольку здесь проходил кратчайший путь от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода в порты Латвии и Эстонии.
В 2011 году польская компания Orlen, которая контролирует грузопотоки Мажейкяйского завода и поставляет топливо в Латвию, пожаловалась в Еврокомиссию, обвинив Литовские железные дороги в нечестной конкуренции. В марте 2013 года комиссия начала официальное расследование по факту возможного злоупотребления Lietuvos geležinkeliai в качестве монополиста.
Во время недавней встречи, первой за четыре года, президент Latvijas dzelzceļš Эдвинс Берзиньш и глава Lietuvos geležinkeliai Мантас Бартушка обсудили эту проблему, но конкретных решений пока не приняли.
По словам вице-президента Latvijas dzelzceļš Айвара Стракшаса, заявление литовского премьера может быть понято как признание, что участок железной дороги демонтирован сознательно, и Литва, вопреки обещанному, никогда не собирается его восстанавливать.
Раньше можно было подозревать, что разбор рельсов — политическое решение, теперь ясно, что это так и есть.
"Это ясное политическое решение правительства Литвы ограничить свободную торговлю в отношении портов Латвии", — сказал парламентский секретарь Министерства сообщения Эдгарс Таварс.
"Литва фактически сама созналась, что за решением о демонтаже рельсов все эти девять лет стояло правительство, что является явным нарушением договора ЕС и противоречит основным принципам Всемирной торговой организации", — сказал лоббист интересов латвийских предприятий в европейских структурах Дидзис Шмитс.