Пространство мрачных фантазий
Стивен Кинг написал много книг — больших и маленьких. Роман "Оно" — одна из самых значимых книг этого плодовитого автора. В ней — больше тысячи страниц. И еще "Оно" — одна из самых страшных книг Кинга. Это рассказ о подростках из маленького городка, противостоящих обитающей в канализации инфернальной сущности, принимающей вид веселого клоуна.
"Оно" уже было экранизировано. В 1990 году по книге был снят мини-сериал, который считается одним из лучших воплощений мрачных фантазий короля ужасов.
По поводу того, зачем нужна новая экранизация, думаю, все понятно — у кинематографа XXI века появилось больше возможностей, чем в 1990 году. В те времена страхи показывали мелькающими тенями и полунамеками. У зрителя включалось воображение. Он думал: "А что там таится, в этой тени?" Сам себе что-то там выдумывал, и этого же, по большей части, и боялся. По нынешним временам то же старое "Оно" кажется сделанным на коленке. Но именно такой алгоритм запускает кнопку "вкл", и человеческое сознание начинает само продуцировать страхи.
Селфи в багровых тонах
Кинокомплекс, в котором журналистам показывали новую версию классического ужастика, тонул в багровых тонах. Всем желающим раздавали детские шарики цвета, полагаю, детской крови.
Стоял и коварно усмехался злобный клоун Пеннивайз, а все желающие делали с ним селфи. Журналистов, к слову, пришло настолько много, что фильм показывали сразу в нескольких залах — трех или даже четырех.
Но вот погас свет. Началось…
Избегая спойлеров, скажу сразу, что фильм — нескучный. Автор этих строк, например, не заснул ни разу. А это уже само по себе дорогого стоит.
Очень хорошие герои. Противостоящие канализационной жути подростки по сценарию — изгои, аутсайдеры. И вот нам представлены все разновидности школьников-"ботаников". Вот ребенок-очкарик, вот очень толстый ребенок, вот ребенок — хилый зануда. Ну, и так далее. Воплощение этих образов — очень убедительное.
Совершенно прекрасная актриса София Лиллис. Ей всего пятнадцать лет, но играет она — посмотрим правде в глаза — куда лучше маститых кинозвезд. Девочка-подросток вошла в образ и очень четко отыграла свою героиню, без малейшей нотки фальши.
Собственно, фильм "Оно" снят вообще без звезд. И это обстоятельство, скажу по секрету, вовсе не является недостатком. Хорошо и свежо смотрится фильм. Все герои — при характерах, убедительны. А не как обычно: в центре кадра — суперзвезда белыми зубами сверкает, а вокруг — бледные тени.
Поскольку большинство артистов очень молоды, думаю, что фильм "Оно" стал своего рода кузницей будущих кадров для Голливуда. Кто-то из этих мальчиков и девочек обязательно прославится и займет место Ди Каприо. Может быть, даже толстяк Джереми Рэй Тейлор — ибо живем мы во времена обрушения шаблонов.
О дрожи ужаса
Теперь, собственно, о жути. Страшный ли фильм? Все-таки нет. Но оговорюсь сразу — мнение субъективное.
Конечно, если из темноты выпрыгнет жуткая рожа да страшным голосом заорет — вы в кресле подпрыгнете. И во второй раз тоже. Может быть, и в третий. Но потом станете относиться к этим шалостям гораздо спокойнее.
Но поглощающей атмосферы страха нет. Замирать и дрожать во время просмотра, думаю, грозит совсем не многим. Почему так? Думаю, по трем причинам.
Первая причина — зло не имеет никакого отношения к реальной жизни. Ну, кровожадный клоун. Ну, и зачем его бояться? Особенно в наши времена, когда любой выпуск новостей напугает вас сильней десяти Стивенов Кингов вместе взятых. Возникает при просмотре некая аберрация — вы понимаете, что происходящее на экране никак к вам не относится и в жизни вашей никогда не произойдет. Поэтому страх зрителя — скорее дань вежливости, нежели что-то большее.
К тому же, имеем в виду, что со времени первой экранизации миновало 27 лет. За это время клоуны-убийцы превратились в нечто, вроде мема. Они уже отпугали свое четверть века назад, и сейчас не заставят дрожать даже маленького хомячка.
Скелетики в гробиках
Вторая причина вытекает из первой. У зла в фильме — нет своей истории. Если взять оригинальный авторский текст, то становится понятно, что клоун-убийца Пеннивайз — это символ затхлой жизни захолустного городка, которая душит все живое и юное. И будучи обозначен как символ, этот клоун уже не нуждался в своей истории.
Городок Дерри у Стивена Кинга представляет собой зловещее и унылое место. Но не в фильме. Перед нами вполне себе пряничное муниципальное образование с чистенькими тротуарами, хоть китайских туристов туда запускай маленькими группками по двести человек.
И, в-третьих, нестрашно еще и по причине, которую мы обозначили в начале обзора. В начале 90-х зритель подключал воображение, был в своем роде соавтором создателей фильмов, силами собственного воображения пугал сам себя.
А ныне высокие технологии, кажется, убивают ужас. Уже нет многозначительных теней, про которых надо что-то там домысливать. Все показано предельно четко: кишки — направо, глаза на ниточках — налево. Зритель видит всю машинерию страха. Очень красивую, тут никто не спорит. Но домысливать тут уже нечего.
Когда-то давно автор этих строк побывал на концерте Элиса Купера. И там из картонных реквизитных гробиков выскакивали скелеты на ниточках. Занятно ли это было? Ответ: да. Страшно? Конечно, нет. Вот и в новой версии "Оно" испугаться можно примерно в той же степени.
Продолжение следует
Возрастной рейтинг фильма — 18+. В Америке — тоже рейтинг R, что значит — можно смотреть только по достижении семнадцати лет и/или в сопровождении родителей. Автору этих строк все же кажется, что рейтинг этот присвоен надзирающими инстанциями (что у нас, что в США), которым надо проимитировать бурную деятельность.
Какой там 18+, о чем вы? Секса в фильме нет. Насилие — слишком красивое, слишком кукольно-нарисованное. Его очень трудно испугаться.
В принципе, "Оно" — хороший такой, детский фильм про дружбу и первую любовь.
И да — будет еще и вторая часть. Про тех же героев, только повзрослевших по прошествии двадцати семи лет. Они снова вступят в борьбу со злом. Все это тоже есть у Кинга в романе. Еще на один блокбастер этого гигантского текста определенно хватит.