Когда я был еще начинающим кинолюбителем, в ту же пору, когда на экраны вышло "Криминальное чтиво", в общем, очень давно – еще в прошлом тысячелетии появился один знаменитый фильм. Он назывался "Пятый элемент". В нем играл молодой Брюс Уиллис, а юная и наивная Мила Йовович весьма убедительно изображала инопланетянку. При всем при том фильм был французский, а снял его режиссер Люк Бессон.
После "Пятого элемента" карьера и личная жизнь Бессона пошли, что называется, в гору. Люк стал главным кинематографистом Франции, а в женах у него некоторое время побыла та самая Мила Йовович.
Фантастика на широкую ногу
Не знаю, кому как, но мне "Пятый элемент" не очень-то "зашел". Да, фильм был веселый, безбашенный, с погонями и поворотами сюжета. Но от него возникало странное послевкусие, как после спектакля в провинциальном ТЮЗе. То есть, вроде бы, все – молодцы, таланты и звезды. Но присмотришься: а у Карлсона пропеллер-то отваливается, и у клоунов – костюмы пыльные.
На самом деле, очень бедный был фильм. Конечно, эту бедность, как могли, замаскировали, но все равно – полной иллюзии погружения в мир "Пятого элемента" не случилось.
Неземной Черкизон
Конечно, лучше всего смотреть "Валериана…" в формате 3D. Потому что не будет преувеличением сказать, что перед нами – волшебство. Самое настоящее погружение в сказку. По степени вовлеченности зрителя в мир повествования сравнить "Валериана…" можно, наверное, с "Аватаром" Джеймса Камерона. То есть, вы фактически живете там, в фильме. Вот как! Я и сам, признаюсь, не ожидал.
Никакого сравнения с многочисленными высокотехнологичными халтурами, в ткань которых 3D-эффекты вставлены, как цитаты классиков-марксизма в советское предисловие. Эти халтуры (не будем показывать пальцем) изрядно подпортили чистоту восприятия объемного кино. Оно стало даже маленькими детьми восприниматься, как что-то дорогое, бессмысленное и очень глупое.
А вот Люк Бессон взял и своим трудом вернул в зрительный зал проявление восторга и ощущение сказки. Совершил, можно сказать, маленькое чудо. А, может, и не маленькое.
Или, например, как вам футуристический мегаполис в открытом космосе, где помимо людей живут представители еще нескольких тысяч рас? И все детальки, все обитатели этого мира продуманы до мелочей. Все кажутся настоящими. В общем, высший пилотаж.
Для объективности картины скажу, что французский 3D-космос все-таки так себе. На "отцепись" нарисован. У американцев в "Гравитации" или даже у россиян во "Времени первых" космос воссоздан интереснее. Но все остальное – просто красота невероятная.
Суперагенты-подростки
Собственно, идти в кино можно уже просто для того, чтобы полюбоваться на этот вот воссозданный в мелочах и деталях инопланетно-гуманоидный быт. Но есть еще и сюжет. Герои с кем-то бьются, от кого-то спасаются бегством, ныряют между измерениями. Все очень динамично, но пересказывать интригу, думаю, не имеет смысла.
У писателя Владимира Сорокина есть старый роман "Сердца четырех". Вот там тоже герои переживают жуткие приключения, в кого-то стреляют, от кого-то убегают. Но зачем и какая цель ими движет – не смог разобраться ни один литературовед. В "Валериане…" примерно так же. Но, в принципе, сюжет в данном случае вторичен, ибо красота происходящего на экране зашкаливает настолько, что хочется рассматривать каждый кадр бережно, как произведение искусства.
Вместе с тем – очень живые герои. Даже самое малое инопланетное насекомое имеет свой характер и зачем-то встроено в механизм действия, куда-то его направляет и как-то на происходящее влияет.
Много доброкачественного юмора. Если в первой половине фильма снобы-кинокритики в зрительном зале лишь иногда посмеивались, то ближе к финалу – веселились от души и хлопали в ладоши.
Весь фильм у меня было ощущение, что у Дэйна ДеХаана, исполнителя главной роли, на щеках – подростковые прыщи. Хотя на самом деле настоящего прыщавца на экран никто не пустил бы даже в арт-хаусе, поэтому под отметины пубертатности "работали" царапины или просто игра света и тени. Но ни секунды не сомневаюсь, что Люк Бессон все-таки добивался для своего героя некоей прыщавости.
Постепенно герой, конечно, меняется к лучшему, понимает, как очаровывать девчонок. И когда он ближе к концу фильма появляется в своем начальном (откровенно дурацком) амплуа, многие кинокритики дружно сказали "тьфу".
Исполнительница главной женской роли Кара Делевинь – очень красивая и строгая девочка. Такая невозмутимая отличница. Есть и звезды. Появляются в фильме певица Рианна и живая легенда Рутгер Хауэр.
Энергия полетов фантазии
Чем отличается талантливый фильм от поделки? На самом деле, отличий много, и о них можно рассуждать бесконечно. Но главное состоит вот в чем.
Халтура – всегда приглажена, убраны все противоречивые моменты, авторы – осторожны и осмотрительны, держат себя в узде. А в случае с талантливым произведением искусства чувствуешь, как создателей просто "несет". Вот они что-то придумали, сами над этим смеются, и зрителям смешно. И Люк Бессон – молодец в том, что никогда не ограничивает полеты фантазии, а напротив, использует энергию этих полетов по самому максимальному максимуму.
И к этим инопланетным мигрантам, конечно, испытываешь сочувствие. Тем более что и ведут они себя в галактическом мегаполисе хорошо, правил межпланетного общежития не нарушают. Так что никакого внутреннего протеста против такой идеологемы у меня не возникло.