РИГА, 19 авг —Sputnik, Павел Шипилин. Совещание в Калининграде по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, прошедшее под председательством Владимира Путина, странным образом больше обсуждается в странах Балтии и Белоруссии, нежели в самой России. Можно сказать, рутинное региональное мероприятие, наподобие которого президент РФ проводит десятками по всей стране и по разным проблемам, вызвало международный резонанс.
Впрочем, понятно почему: Российская Федерация по-прежнему оказывает значительное влияние на постсоветское пространство — правда, не политическое, как пытаются представить западные эксперты, а экономическое.
Калининград и Литва
Прежде всего в Прибалтике забеспокоились по поводу не очень-то и нового логистического предложения — перевести потоки нефтепродуктов белорусских НПЗ из литовских и латвийских гаваней в российские. Битва за грузы идет не первый год, по мере наращивания мощностей — строительства новых и реконструкции старых портов в Ленинградской области — экс-республики СССР ее проигрывают.
Однако на этот раз у заочной дискуссии между Путиным и прибалтийскими политиками появился нюанс.
"Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте", — обратился к собравшимся глава государства, комментируя задачу перераспределения грузовых потоков в российские порты.
И подчеркнул, что условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах.
Обратите внимание: Россию уже не обвиняют в давлении и принуждении — в качестве контрдоводов используются хотя и спорные, но все-таки экономические аргументы.
Рига и Вентспилс
А в Риге состоялось первое после четырехлетнего перерыва заседание латвийско-российской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Это наиболее деловой формат отношений между странами, здесь не смакуются политические разногласия, а обсуждается экономическое взаимодействие. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис счел необходимым встретиться с сопредседателем межправкомиссии, министром транспорта РФ Максимом Соколовым и заверить, что балтийская республика заинтересована в конструктивных отношениях с Россией.
На мой взгляд, это хорошо понимает Айварс Лембергс, мэр, возможно, наиболее пострадавшего от снижения грузоперевозок латвийского города — Вентспилса. "Сейчас из России в Латвию идет очень мало нефтепродуктов, а терминалы, которые в месяц могут переваливать 300 тысяч тонн, не могут собрать грузы для одного танкера, то есть 30 тысяч тонн", — заявил он на пресс-конференции. По мнению мэра, поскольку Латвия не может изменить российскую политику, то должна реагировать — стимулировать реструктуризацию экономики, чтобы не было серьезных социально-экономических последствий.
То есть Лембергс полностью отдает себе отчет в том, что отечественным портам конкуренцию у российских не выиграть. И призывает заранее подготовиться, переориентировать бизнес на другие направления. Что ж, разумно.
Вильнюс, Рига, Москва
Однако Россия тоже зависит от Литвы и Латвии — прежде всего речь идет о Калининградской области, окруженной со всех сторон чужой землей. И если забыть об искусственных фобиях, перестать нагнетать обстановку, то соседним государствам всегда можно найти точки соприкосновения. Нужно лишь продолжать общаться, находить компромиссы, искать взаимовыгодные варианты.
"Хотим расширить пропускную способность паромной переправы в Усть-Лугу Ленинградской области. Важный шаг, поскольку наши дорогие соседи — и литовцы, и латыши, и поляки, и белорусы — любят поиграть на транспортном факторе, оторванности Калининграда от остальной России. Паромы позволят ни на кого не оглядываться. Договорились с Дмитрием Козаком: в следующем году начнут строить, чтобы в 2019 году закончить первый паром, а через год — еще два. Это станет мощным переговорным аргументом для желающих задрать нам тарифы на транспортировку грузов по суше", — еще два месяца назад поделился планами врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов.
На совещании с президентом РФ эти сроки подтвердились.
Проект предполагает строительство паромов длиной 200 метров, вместимостью 66 железнодорожных вагонов, с возможностью приема автомобилей и порядка 150 пассажиров. Когда этот план будет реализован, миллионы евро начнут буквально проплывать мимо Литвы и Латвии.
Обратите внимание: для подкрепления собственной переговорной позиции опять предполагается использовать исключительно экономические рычаги. Россия стремится общаться с соседями по-деловому, без эмоций. И ждет такого же конструктивного подхода в межгосударственных отношениях от стран Балтии. Нам есть что друг другу предложить и кроме портов.