Рижский порт - Sputnik Латвия
Транзит
Транзит грузов по латвийской железной дороге и через ее порты сокращается на протяжении уже нескольких лет. В значительной степени это обусловлено решением России переориентировать экспортные поставки на отечественные порты на Балтике.

Грузы из Калининграда проплывут мимо стран Балтии

© Sputnik / Sergey MelkonovЗилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию
Зилупский железнодорожный пограничный пункт. Транзит грузов из России в Латвию - Sputnik Латвия
Подписаться
Эта неделя может стать поворотной для отношений России со странами Балтии. Состоялись две важные встречи - в Риге и Калининграде

РИГА, 19 авг —Sputnik, Павел Шипилин. Совещание в Калининграде по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России, прошедшее под председательством Владимира Путина, странным образом больше обсуждается в странах Балтии и Белоруссии, нежели в самой России. Можно сказать, рутинное региональное мероприятие, наподобие которого президент РФ проводит десятками по всей стране и по разным проблемам, вызвало международный резонанс.

Впрочем, понятно почему: Российская Федерация по-прежнему оказывает значительное влияние на постсоветское пространство — правда, не политическое, как пытаются представить западные эксперты, а экономическое.

Калининград и Литва

Прежде всего в Прибалтике забеспокоились по поводу не очень-то и нового логистического предложения — перевести потоки нефтепродуктов белорусских НПЗ из литовских и латвийских гаваней в российские. Битва за грузы идет не первый год, по мере наращивания мощностей — строительства новых и реконструкции старых портов в Ленинградской области — экс-республики СССР ее проигрывают.

Однако на этот раз у заочной дискуссии между Путиным и прибалтийскими политиками появился нюанс.

"Это не какие-то политические решения, мы просто должны загружать свои собственные мощности, создавать здесь налоговую базу, мы должны рабочие места обеспечивать — именно в России, а не где-то в другом месте", — обратился к собравшимся глава государства, комментируя задачу перераспределения грузовых потоков в российские порты.

И подчеркнул, что условия здесь должны быть не хуже, чем в сопредельных государствах.

Президент РФ Владимир Путин проводит совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры Северо-Запада России - Sputnik Латвия
Путин поручил обеспечить перевалку грузов в портах России, а не у соседей
Отметим, что премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис в ответ лишь дежурно вспомнил о российском диктате, но основная его мысль касалась все же бизнес-конкуренции. "Направление грузов по железным дорогам России через порты России для Белоруссии может быть и невыгодно экономически и опасно стратегически, если иметь в виду, что российские порты замерзающие и климатические условия там совершенно иные. Это особенно чувствительно, когда речь идет о перевозке нефтепродуктов", — заявил он в интервью радиостанции Ziniu radijas.

Обратите внимание: Россию уже не обвиняют в давлении и принуждении — в качестве контрдоводов используются хотя и спорные, но все-таки экономические аргументы.

Рига и Вентспилс

А в Риге состоялось первое после четырехлетнего перерыва заседание латвийско-российской межправительственной комиссии по экономическому, научно-техническому, гуманитарному и культурному сотрудничеству. Это наиболее деловой формат отношений между странами, здесь не смакуются политические разногласия, а обсуждается экономическое взаимодействие. Премьер-министр Латвии Марис Кучинскис счел необходимым встретиться с сопредседателем межправкомиссии, министром транспорта РФ Максимом Соколовым и заверить, что балтийская республика заинтересована в конструктивных отношениях с Россией.

Встреча министра транспорта РФ Максима Соколова и министра сообщения Латвийской Республики Улдиса Аугулиса - Sputnik Латвия
Политолог оценил последствия заседания межправкомиссии Латвии и России
Собственно, именно к конструктивным отношениям Москва давно призывает Ригу, Вильнюс, Таллин и все остальные европейские столицы. Разумеется, у России есть свои интересы, но ее протекционизм вовсе не связан со стремлением нанести кому-либо экономический ущерб. Просто времена сейчас такие, когда своя рубашка ближе к телу.

На мой взгляд, это хорошо понимает Айварс Лембергс, мэр, возможно, наиболее пострадавшего от снижения грузоперевозок латвийского города — Вентспилса. "Сейчас из России в Латвию идет очень мало нефтепродуктов, а терминалы, которые в месяц могут переваливать 300 тысяч тонн, не могут собрать грузы для одного танкера, то есть 30 тысяч тонн", — заявил он на пресс-конференции. По мнению мэра, поскольку Латвия не может изменить российскую политику, то должна реагировать — стимулировать реструктуризацию экономики, чтобы не было серьезных социально-экономических последствий.

То есть Лембергс полностью отдает себе отчет в том, что отечественным портам конкуренцию у российских не выиграть. И призывает заранее подготовиться, переориентировать бизнес на другие направления. Что ж, разумно.

Вильнюс, Рига, Москва

Однако Россия тоже зависит от Литвы и Латвии — прежде всего речь идет о Калининградской области, окруженной со всех сторон чужой землей. И если забыть об искусственных фобиях, перестать нагнетать обстановку, то соседним государствам всегда можно найти точки соприкосновения. Нужно лишь продолжать общаться, находить компромиссы, искать взаимовыгодные варианты.

Встреча премьер-министра Латвии Мариса Кучинскиса с министром транспорта Российской Федерации Максимом Соколовым - Sputnik Латвия
Глава Минтранса РФ: мы единые части транс-евразийского коридора
На том же совещании зашел разговор о тройном увеличении количества паромов, курсирующих по маршруту Балтийск — Усть-Луга. Дороговато обходится области транзит грузов обратно по железной дороге через Литву, Латвию, Белоруссию.

"Хотим расширить пропускную способность паромной переправы в Усть-Лугу Ленинградской области. Важный шаг, поскольку наши дорогие соседи — и литовцы, и латыши, и поляки, и белорусы — любят поиграть на транспортном факторе, оторванности Калининграда от остальной России. Паромы позволят ни на кого не оглядываться. Договорились с Дмитрием Козаком: в следующем году начнут строить, чтобы в 2019 году закончить первый паром, а через год — еще два. Это станет мощным переговорным аргументом для желающих задрать нам тарифы на транспортировку грузов по суше", — еще два месяца назад поделился планами врио губернатора Калининградской области Антон Алиханов.

На совещании с президентом РФ эти сроки подтвердились.
Проект предполагает строительство паромов длиной 200 метров, вместимостью 66 железнодорожных вагонов, с возможностью приема автомобилей и порядка 150 пассажиров. Когда этот план будет реализован, миллионы евро начнут буквально проплывать мимо Литвы и Латвии.

Обратите внимание: для подкрепления собственной переговорной позиции опять предполагается использовать исключительно экономические рычаги. Россия стремится общаться с соседями по-деловому, без эмоций. И ждет такого же конструктивного подхода в межгосударственных отношениях от стран Балтии. Нам есть что друг другу предложить и кроме портов.

Лента новостей
0