РИГА, 27 июл — Sputnik, Евгений Лешковский. Врачи во время встречи пытались добиться от министра Анды Чакши прямых ответов на вопросы — увеличат ли финансирование лечебной практики, насколько и когда, но вновь услышали лишь обещания.
Об окончании забастовки говорить пока рано – в августе или сентябре, а то и вовсе 1 октября. Пока министерство не сделало ничего, что могло бы сократить сроки забастовки, сказала Sputnik руководитель Латвийской ассоциации семейных врачей Сармите Вейде.
Семейные врачи, пока идет забастовка, работают, но как бы вполсилы, пытаясь вынудить Минздрав посмотреть в их сторону и разгрести целый ворох проблем. Но лидер Латвийского профсоюза работников здравоохранения Валдис Керис сказал СМИ, что семейные врачи, если действительно хотят чего-то добиться, должны действовать намного жестче. А сейчас, по его мнению, врачи утверждают, что они протестуют, но при этом продолжают работать, нивелируют само понятие "забастовка".
Грязная работа Минздрава
В то же время, как уже писал Sputnik, Латвийское общество врачей поддерживает забастовку семейных медиков. Последние требуют, чтобы Минздрав выделял достаточно денег не только на увеличение зарплат семейных врачей (многие получают 300-380 евро в месяц, а то и еще меньше), но и на расходы, связанные собственно с врачебной практикой. На данный момент "на практику" государство выделяет исключительно мало денег, которых порой еле-еле хватает на аренду помещений, не говоря уже о покупке нового оборудования и всего, что нужно семейному врачу для выполнения прямых обязанностей.
Корреспондент Sputnik пообщался с Евгенией Спруде — самым рядовым семейным врачом из латвийской глубинки, из Малпилсской волости. Она рассказала, что забастовка нужна не только для того, чтобы медикам повысили сумму "на практику" — необходимо в целом разгрести массу проблем в системе здравоохранения.
"Министерство с нами заключает договор о сотрудничестве и, если мы его не выполняем, — штрафует. Вот я сейчас участвую в забастовке, так от министерства уже приезжали с проверкой. Причем с проверками приезжают, как правило, в конце дня, когда остаются минуты до окончания работы, – и спрашивают людей в очереди: а доктор это и это делает, а успевает, а как с обязанностями справляется? Люди в очереди нервничают, и понятно, как обычно отвечают. И случайно ли сотрудники Минздрава приезжают именно к бастующим врачам? Грязные методы работы у Минздрава!" — считает Спруде.
Врач покупает все и сам, а денег-то — нет
При этом, по мнению доктора, само министерство и пальцем не желает пошевелить, чтобы врачи могли работать нормально. В Минздраве говорят, чтобы семейным врачам помогали самоуправления, например, предоставляли бы помещения для практики. Хорошо. Евгении Спруде предоставили. Но там, как она говорит, нечеловеческие условия. Помещения совершенно не подготовлены для нормальной работы. Например, электричество отключается, когда на улице плохая погода — не только ураганы, но даже простой ливень.
"У меня в помещении вечером трубы прорвало, пол залило. Я сразу вызвала мастера. Тот сказал: хотите, чтобы все сейчас сделал, платите сто евро, а завтра — посмотрим. И кто мне эти деньги даст — сразу, когда необходимо? Министерство? Самоуправление? Нет, я сама заплатила, поскольку на следующий день ко мне опять придет много пациентов. И что их — в луже принимать, в помещении, где воды в кране нет?" — возмущается врач.
"А ведь проходят проверки от Минздрава, и если оборудование устаревшее, не получившее новые сертификаты, — штрафуют", — говорит доктор Спруде.
В свою очередь, член правления Латвийской ассоциации семейных врачей Анатолий Пожарский отметил, что многие не понимают, из-за чего семейные врачи требуют денег.
"Люди думают, что вот он — семейный врач, в любой поликлинике для него оборудован кабинет: приходи, дорогой, работай! Нет. Даже в поликлинике помещение выделяют пустое — голые стены, и все в нем — от специальной мебели до шпателей, при помощи которых проверяют горло, покупает сам врач — равно как бланки, рецепты и прочее", — говорит Пожарский.
Он пояснил, что на это министерство выделяет определенную сумму.
"В нее входит 480 евро плюс по 1,42 евро на каждого пациента в месяц. Получается, в месяц на одного специалиста в среднем около 1,3 тысячи евро, включая зарплату. Это, поверьте, гроши! Мы требуем, чтобы финансирование увеличили как минимум на 30%. За последние десять лет, сами знаете, как изменились цены, а нам за все это время государство не добавило ни одного цента. Это разве справедливо?" — заключает Пожарский.
Министр просит… не лечить?
Семейные врачи рассказали Sputnik, что подавляющее большинство среди них — люди в годах, а молодые специалисты, видя, что творится, уезжают из страны, например, в Германию или Англию. Там молодые специалисты за месяц, не напрягаясь, зарабатывают больше, чем в Латвии за год.
"В общем, как всегда. Семейные врачи уже давным-давно не просто подробно описали все проблемы в отрасли, но и перечислили способы их решения. А министр Чакша будто бы только что обо всем от нас услышала — сегодня", — заявила Sputnik Сармите Вейде.
По ее словам, из уст министра фоном прозвучала фраза: на врачебную практику добавят по 150 евро.
"Точно? А может, меньше? Или больше? Когда? На что конкретно? Совершенно непонятно. Чакша пообещала еще глубже вникнуть в суть наших проблем — и тогда, возможно, будет принято окончательное решение об улучшении финансирования. А может, решения не будет никакого. Ничего пока не ясно", — заключила Вейде.