РИГА, 15 июл — Sputnik. Колумнист The Guardian Стюарт Джеффрис разбирался, станут ли когда-нибудь киношные русские хорошими. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Автор подчеркивает, что, на самом деле, немногие русские являются бандитами, которые травят врагов полонием или сбрасывают их с балконов небоскребов, но западное телевидение и кинематограф очень далеки от действительности и редко отходят от стереотипа о злобных психах.
В столетнюю годовщину русской революции Запад все еще верит в русскую мафию, которая как будто помешалась на своем стремлении привить нам свои преступные ценности. Отчасти это связано с тем, что сейчас Россией руководит демагог, ранее служивший в КГБ и всячески подчеркивающий свою мужественность, скажем, охотясь полуголым.
"Это как заглянуть под шляпу-котелок и обнаружить там русского медведя", — объясняет режиссер Джеймс Уоткинс.
Он хочет сказать, что под внешним лоском британской цивилизованности и учтивости в герое прячется страшный русский психопат, который готов вырвать тебе глотку, если ты не так на него взглянешь.
Пихать жен бандитов в силиконовые груди не лучшая затея
Во многих сериалах для поддержания сюжетной линии появляются суровые русские с криминальными связями, которых обычно играют нерусские актеры. Так, в сериале "Оранжевый — хит сезона" Галина Резникова по кличке Рыжая (у нее такой цвет волос), которую играет уроженка Айовы Кейт Малгрю, железной рукой правит своим уголком тюрьмы Личфилда, прямо как Путин Кремлем.
Поражает, насколько этот стереотип нравится зрителям и критикам, по крайней мере, не российским. Так, по поводу четвертого сезона сериала "Рэй Донован", в котором бандиты приезжают в город, чтобы отомстить, один критик написал: "Мне нравится это шоу русской культуры/мафии в стиле холодной войны. Преступность у них в крови!".
Дольф Лундгрен как символ поражения русских в холодной войне
В мире западного кино и телевидения 21-го века русские редко выходят за рамки стереотипов. Даже в "Стреле", ставшей экранизацией комикса о плейбое-миллионере Оливере Куине, который тайком следит за порядком, мы узнаем о том, что в биографии Оливера есть эпизод, когда он был главарем русской мафии. Вот почему он знает русский язык.
В пятом сезоне нам показывают кадры из прошлого: Куина в компании жестокого русского чиновника по имени Константин Ковар (его играет Дольф Лундгрен), который сильно смахивает на Путина, только грудные мышцы у него побольше. И это не первая его роль русского отморозка. В 1985 году он сыграл в "Рокки-4" советского боксера Ивана Драго, которого американскому патриоту Сильвестру Сталлоне (в звездно-полосатых трусах) надо было победить в символическом бою, предвосхитившем распад СССР. Таким образом, швед Лундгрен стал олицетворением поражения русских в холодной войне; спустя почти три десятилетия в "Стреле" он делает то же самое.
Пойдет ли "Макмафия" по пути этого стереотипа? Джеймс Нортон надеется, что его персонаж напомнит нам, насколько русские отличаются от того образа, который принято считать нормой в кино и на телевидении. Его Алекс, персонаж с англо-русскими корнями, очарован криминальным прошлым своей семьи и одновременно с этим питает к нему отвращение. В этом конфликт, который невероятно привлекателен для Джеймса, в этом одна из причин, по которой он согласился на предложенную ему роль.