РИГА, 28 фев — Sputnik. Рундальский дворец, где проходили съемки британского фильма "Война и мир" по мотивам романа Льва Толстого, еще не раскрыл нам всех своих тайн. Кадры из заключительных трех частей сериала, связанные с дворцом, опознавал журналист-экскурсовод Владимир Дорофеев.
Своими "дворцовыми" открытиями, связанными с первой серией фильма BBC, Sputnik поделился здесь >>
Как истории обитателей дворца переплелись с перипетиями жизни героев во второй и третьей сериях, читайте здесь >>
Четвертая же серия вновь начинается в Рундальском дворце. Графиня-мать, источник мудрости и благополучия всей семьи, утешает Наташу.
В это же время в своем имении старый князь Болконский ставит условие сыну: год разлуки с невестой и, если она выдержит испытание, тогда можно и свадьбу играть.
Десять лет граф Зубов держался, а потом ушел в загул. Но всех его избранниц мучили по ночам кошмары: в страшных снах им являлась разгневанная императрица и приказывала забыть любовника. Только одной храброй девушке удалось собрать в сердце смелость и воспротивиться царственному привидению. Но когда Зубов взял ее в жены, дух императрицы принялся за отступника.
Целый год терзала она его по ночам, надеясь, что он отречется от любви. А когда разлучить пару не получилось – остановила его сердце.
Что ни говори, а год воздержания — ничто в сравнении с годом еженощных кошмаров. Говорят, дух императрицы и ныне гуляет по залам дворца, сурово наказывая любовников, не сдержавших своего слова.
Загадочная топография кинематографа
Следующая сцена фильма — встреча Наташи с князем Андреем должна позабавить тех, кто хорошо знает расположение комнат Рундальского музея-дворца. Начинается она в салоне с голландскими картинами — по фильму это музыкальный салон Ростовых.
Наташа слышит стук копыт и подбегает к окну: подъехал Болконский. Она бежит к матери, в соседнюю комнату, и здесь пытливый зритель понимает: выбегает Наташа из другой комнаты, с совсем другими картинами — из итальянского салона дворца-музея.
"Князь Андрей Болконский", — оповещают слуги, и наш герой входит в комнату правителей Рундальского дворца. На ее стенах — портреты правителей, которым герцог Бирон был особенно благодарен.
Князь Андрей и Наташа уединяются в рабочем кабинете герцога. Там Болконский просит руки и сердца Наташи, но сообщает ей, что, по требованию отца, сможет взять ее замуж не раньше, чем через год.
Провожать князя Андрея выходит все семейство Ростовых, вместе с Безуховым. Прощаются они на дворцовом крыльце.
В следующий раз мы увидим Рундале только в середине следующей серии: Наполеон напал на Россию, гости салона Анны Павловны Шерер обеспокоены: он уже взял Смоленск, идет на Москву.
"Правда ли, что Смоленск в огне, а Наполеон идет на Москву? Князь Василий?" — опытная интриганка взволнована. Все ее гости как один уверяли, что победоносная русская армия разгромит Наполеона, и что же?
Князь Василий, как опытный царедворец, умаляет реальные опасности: "Что вы, враг далеко от Москвы. Да и Москва далеко от Петербурга".
"Что с нами сделают? Отрубят головы?" — спрашивает Шерер.
"Что вы! Наполеон великодушен, – мыслит позитивно князь, – однако, надо бы подучить французский".
Как мало изменилось в столичном свете с тех пор!
Следующая сцена: Элен с императором в ее спальне, по совместительству являющейся будуаром герцогини. Любовники с удобством расположились на одноместной софе герцогини, и те, кто помнят эту софу по экспозиции, могут только удивляться их комфорту.
Отчизна или свобода?
Напоследок хотелось бы сказать о том, что с Рундале напрямую не связано. О восприятии англичанами русских и об их понимании России.
Наверняка эта война, действительно, изменила Россию. Серьезно затормозила ее развитие. Но и принесла России национальную гордость, и осознание своей силы и величия. Крепостное право, которое думал отменить император Александр I, задержалось в России еще на несколько десятков лет.
Русский народ отверг наполеоновские свободы, хотя император отменил крепостное право на захваченных территориях. Эти неправильные русские плевать хотели на свободу и здравый смысл. Ради любви к отчизне и батюшке царю они умирали, шли на преступления и на смертельные подвиги.
В центре Риги стоит главный памятник Латвии — памятник Свободы. Его возвели в 1935 году. Пять лет его строили и все пять лет спорили в печати, что написать на постаменте, в каком порядке поставить слова "свобода" и "отчизна".
Что более важно для молодой Латвийской республики? Нет свободы вне отчизны, или нет отчизны без свободы? Я не свободен, если я живу без родины, или не чувствую я родину отчизной, если я не свободен? Важные, ключевые рассуждения. Пять лет спорили, а потом поставили так, как стоит сегодня.
Рижские гиды часто спрашивают гостей: а какое слово поставили бы вы вперед? Что важнее для вас?
Отвечают по-разному. Европейцы чаще всего выбирают "свободу". Москвичи и петербуржцы отвечают тоже вполне по-европейски.
Россияне из провинции почти все отвечают "отчизна". По-моему, это то, что вовремя не понял Наполеон и что в конечном итоге его погубило. По-моему, это и сегодня мало кто понимает.
Редакция благодарит за содействие творческую группу по реконструкции исторического костюма по руководством искусствоведа Елены Форсте и руководство Рундальского дворца.