Как живет Юрмала после ухода "Новой волны", некоторые граждане нам совсем не товарищи, поиски пропавшего Вани обросли сплетнями – об этом писали латышские СМИ на этой неделе.
"Новая волна" ушла, борьба за душу Юрмалы продолжается
Газета Latvijas Avīze пишет о том, как меняется облик курортного города после ухода песенного конкурса. Здесь чаще можно услышать не только русскую речь, но и языки отдыхающих из Западной Европы. Однако юрмальчан тревожит и то, что в их городе все громче звучит язык денег.
Более десяти лет Юрмала в июле становилась одним из центров "Русского мира" — во время песенного конкурса "Новая волна" наш большой сосед высаживал здесь десант звезд шоу-бизнеса во главе с Аллой Пугачевой, Иосифом Кобзоном и другими светилами советской эстрады. Но после вторжения на Украину в 2014 году проведение такого мероприятия в Латвии стало невозможным, и "Новая волна" со своей колоритной публикой перебралась в Сочи.
Ясно, что с уходом "Новой волны" "тучные годы" закончились, но что пришло взамен? Определенное представление об этом дает летний репертуар концертного зала Dzintari, который составлен для людей с очень разными вкусами. Президент Латвийской ассоциации гостиниц ресторанов Янис Пиннис считает, что репертуар Dzintari — хороший пример того, как привлечь публику, и таким образом должен поступать курорт Юрмала в целом.
"На долгосрочную перспективу это, безусловно, более сильная стратегия, чем ориентация только на один рынок", — констатировал Пиннис. Статистика притока туристов в Юрмалу свидетельствует, что эта стратегия работает успешно, потому что увеличилось число туристов из различных регионов.
Руководитель юрмальской гостиницы Kurši Hotel&SPA Зане Штейнберга подтвердила, что все больше гостиничные услуги используют туристы из Скандинавии, чаще появляются также путешественники из Азии. Руководитель другой гостиницы Amber Botique&SPA Петерис Гринбергс заметил, что после кризиса в Юрмалу стали возвращаться также русские туристы. На вопрос о различиях между туристами из России и с Запада Гринбергс ответил, что в смысле гостиничных услуг отличий мало:
"Если номер в гостинце стоит 100 евро за ночь, то эта цена одинакова и для шведа, и для немца, а также для украинца и русского. Но есть различия по другим затратам. Западные туристы более прогнозируемы, они приходят в ресторан, кушают, выпивают бокал вина и уходят. Российские туристы не так легко прогнозируемы, их ужин может перейти в долгую посиделку".
"Этот фестиваль принес в Латвию поп-музыку низкого качества, пение под фонограмму. "Новая волна", скорее, была не культурным, а политическим мероприятием", — заключила культурсоциолог, депутат Юрмальской думы Дагмара Бейтнере-ле Галла. По ее мнению, во время "Новой волны" Юрмала становилась "денежной российской деревней", что не шло на пользу имиджу курорта в Европе.
В Юрмале, как и в большинстве курортных городов, бизнес носит сезонный характер, летом надо постараться заработать львиную долю прибыли за весь год, и излишества "Новой волны" эту тенденцию только усиливали. "Официанты еще долго будут вспоминать времена "Новой волны" с огромными чаевыми", — считает представитель ресторанного бизнеса Янис Пиннис.
Руководитель Общества защиты Юрмалы, депутат местного самоуправления Улдисба Кронблумс считает, что бизнес с видами на жительство изменил лицо города:
"Вместо того, чтобы строить новые гостиницы для размещения туристов, в прибрежной зоне Юрмалы строятся многоквартирные дома, поэтому курорт становится менее привлекательным. Я много разговаривал с туристами и из России, и из Западной Европы. Когда спрашивал, почему они выбрали Юрмалу, мне отвечали, что нравится особая аура города. Туристы ценят, что Юрмала отличается от других европейских курортов, где у пляжей построены бетонные монстры. А теперь мы теряем свои уникальные преимущества. Если станем такими же, как другие, то Юрмала уже не будет интересна для зарубежных гостей".
Интересно, что юрмальские богачи совсем не заинтересованы, чтобы город функционировал как излюбленный туристами курорт, потому что толпы людей будут им только мешать. К тому же, сами они в Юрмале живут лишь летом, и большую часть года роскошные дома стоят пустыми.
Эксперты в сфере туризма отмечают, что у нашего курорта есть и другие преимущества: "Юрмала в комплекте с Ригой — уникальное место, потому что в мире не много курортов, где пляж находится так близко от столицы. В Париже и Берлине туристы не могут сойти с поезда и через полчаса поездки уже загорать у моря".
Русские, которые украли наше гражданство
Публицист Элита Вейдемане в Neatkarīga Rīta Avīze снова прошлась по инициативе президента Раймонда Венйониса автоматически присваивать гражданство детям неграждан. Она называет этот законопроект, который уже осенью может попасть в Сейм, опасным.
"Наверное, это перманентная "любовь" к Латвии – иначе почему они сами не стали гражданами, когда эта возможность имеется у них уже более 20 лет?" — язвит Вейдемане.
Получается, что президент и комиссии по сплочению общества под его началом хотят попросту подарить гражданство тем, кто этого совсем не жаждет. Получается дешево и неуважительно. По убеждению журналистки, двусмысленно звучат утверждения госмужей о том, что каждый ребенок для Латвии ценен. Никто и не спорит!
Она напоминает, что сегодня в Латвии из неполных двух миллионов населения примерно 230 тысяч неграждан. А когда в середине 1990-х началась натурализация, их было 750 000 – 29% от всего населения. Сегодня их уже примерно 12%. Хоть и медленно, но натурализация идет, заключает автор. От себя добавим, что во многих случаев это не натурализация, а демография. Но, как говорилось в каком-то вестерне, лучший индеец — это мертвый индеец.
Быстрее нельзя, сетует публицист, потому что нет уверенности, что гражданство всегда достается честно и достаточно случаев, когда "гражданин" ни слова не может сказать по-латышски, не говоря уже об истории Латвии и уважении к ней. Каким же образом эти люди получили гражданство? Есть только одно объяснение: они его украли!
"Из-за сегрегации образования мы по-прежнему наблюдаем, как 9 мая в Пардаугаве у "памятника победы", шляются целые классы со своими педагогами, обмотанные колорадскими лентами. Любуйтесь на это воспитание и "автоматическое гражданство"", — сокрушается журналистка, не в силах пройти мимо любимой ею темы 9 мая.
Кроме того, по мнению Вейдемане, после изменения Закона о гражданстве активизируются российские агенты влияния, будет давление на Сейм, чтобы гражданство автоматически присвоили всем, не только новорожденным. Поэтому поддерживать такие идеи абсурдно.
Мама пропавшего Вани что-то знает…
Многодневные поиски пропавшего в Лиепае пятилетнего Ивана Берладина многому научили и полицию и добровольцев, пишет портал Kasjauns.lv. В основном тому, что большие массы людей могут быть плохо организуемы, а слухи и сплетни, в том числе конспирологические версии случившегося, только мешают поиску.
Неудачу добровольных поисков можно объяснить и тем, что этот случай уже безмерно оброс спекуляциями и фантастическими предположениями. Так, в ночь на вторник поиски добровольцев были приостановлены из-за царившего хаоса. Однако люди продолжали самостоятельно искать мальчика и выдвигать все более сенсационные версии его исчезновения, в том числе — слова ясновидящей о том, что Ивана уже вывезли из Латвии.
"Он уже давно не в Лиепае, незачем там искать", — считает мужчина.
Еще один радиослушатель убежден в том, что Иван находится у каких-то пенсионеров, которые кормят его конфетами и пирожками и ничего не знают о том, что мальчика разыскивают. Другая женщина утверждает, что ребенок, возможно, боится огромной толпы, которая собирается около его дома.
Свою дозу упреков — и от добровольцев, и от пользователей интернета — получает мама Ивана Зоя. Ее ругают за недостаток внимания к сыну. А то, что его брату велено "держать рот на замке", вызывает подозрения.
"Они все что-то знают. Вчера мы были у них в квартире. Во-первых, бабушка быстро увела прочь его брата, потому что он хотел с нами поговорить. Мама тоже показалась очень странной. Вроде бы она была расположена на разговор, но в то же время ее мимика и выражение лица говорили об обратном. Все это говорит о том, что она что-то знает. И бабушка знает", — поделилась еще одна участница добровольных поисков Ивана.
От себя добавим, что существенный вклад в информационный хаос внесли и СМИ. Так, среди версий была информация о том, что накануне исчезновения Иван гостил в некоей религиозной общине. Кроме того, выдвигалась гипотеза, что он мог покинуть Латвию вместе с гастролирующим цирком из Литвы. Однако обе версии слишком кинематографичны, чтобы в них поверить.