"Новая волна" — игрушка для богатых россиян, а качественных концертных залов в Латвии — раз-два и обчелся. Зрители по-прежнему любят Галкина и Дроботенко, но ходят и на "умные" творческие встречи. Об этом и многом другом — человек, стоявший у истоков продюсерской работы в Латвии, организатор концертов более чем с 20-летним опытом Владимир Решетов.
Есть ли жизнь после "Волны"
Рынок был искажен присутствием "Новой волны" и после ухода фестиваля существенно изменился, считает Решетов.
"По-моему, хорошо, что они ушли. "Новая волна" — это была такая дорогая игрушка для богатых россиян, а из простых смертных мало кто мог себе позволить на нее пойти — ценовая политика там была просто неадекватна. И Латвия, и Юрмала, и, особенно, зал "Дзинтари" выигрывали от фестиваля далеко не так много, как об этом говорят", — заявил продюсер.
На фестивале зарабатывали очень дорогие отели и рестораны, отметил Решетов.
"Цены поднимались до заоблачных высот. А это отбивало желание приезжать в Юрмалу у местной публики и иностранных туристов среднего уровня, которые готовы были снять номер в недорогом отеле, пожить в нем без участия в "Новой волне", отдохнуть в спа… Одна неделя затмевала собой все остальное время в Юрмале", — пояснил специалист.
По его словам, после ухода фестиваля местные промоутеры были вынуждены активизироваться.
По его словам, число туристов после ухода "Новой волны" в Юрмале выросло: и россияне туда ездить не перестали, и европейцев добавилось.
Кто заплатит НДС
Пока вопрос о применении НДС на культурные мероприятия не решен, сложно прогнозировать, каково будет его влияние на зрительскую активность, отметил специалист.
"В наших людях воспитана потребность в прекрасном, поэтому, сколько бы ни стоил билет, они его купят. Потому основная масса зрителей — это далеко не самые богатые люди. Конечно, на звезд оперы или балета цены не могут быть низкими по определению, это всегда было элитарным искусством. Но и туда зрители ходят вне зависимости от доходов, скорее, это ценители классики, гурманы", — поясняет продюсер.
От отметил, что цены на билеты не могут повышаться бесконечно — ведь тогда их не будут покупать. Решетов предположил, что организаторам придется больше рассчитывать на спонсоров.
На каждого артиста своя публика
По словам Решетова, российских артистов в Латвию сейчас едет не меньше, чем раньше.
"Пострадавшие были разве что на первом этапе, в начале выяснения политических позиций. То, что происходило с ансамблем Александрова, стало для многих освежающим душем. Потом артисты быстро поняли, что в их интересах не смешивать политику и культуру, и все примолкли. Я думаю, это правильно", — сказал продюсер.
У латвийской публики есть запрос на интеллектуальных русских собеседников, отметил Решетов.
"Латвия, Литва, Эстония — здесь больше всего людей (не только русских), знающих русскую культуру и знаковые фигуры — известных артистов, писателей. Это некая приманка для нашей интеллектуальной публики, у которой есть деньги. На такого рода встречи со зрителями приходят и русские, и латыши", — рассказал специалист.
При этом, по словам Решетова, востребованным остается и разговорный жанр.
Решетов посетовал, что в Латвии не слишком много хороших залов для выступления артистов.
"Теоретически, лучше всего "Арена Рига". Если кассу хорошую надо собрать, то только туда, потому что таких больших залов у нас больше нет. Хотя по акустическим качествам так себе зал", — считает Решетов.
Продюсер привел в пример Домский собор, Дом конгрессов (который, по его словам, нуждается в улучшении акустики и небольшой перестройке), новый концертный зал в Лиепае.
"Залов-то в Риге, в общем, нет. Нового так ничего и не построили, а зал нормальный Риге очень нужен", — констатировал Решетов.