На прошлой неделе к нашим коллегам в редакцию газеты "Сегодня" пришла женщина. Захлебываясь от возмущения, она рассказала о случае, произошедшем 9 мая. В одной престижной столичной школе в центре Риги классный руководитель срывал с детей георгиевские ленточки, приговаривая: "Еще раз увижу — повешу на колокольне".
Непонятно, правда, ленточку или ребенка?— иронизирует взявшаяся за тему заместитель редактора Элина Чуянова.
Родители, правда, на этот случай реагировали бурно. Один папа сказал: "Может, нам сразу "желтую звезду" нашить? Наш дед такую носил…" Однако до официального протеста дело так и не дошло. Замяли.
Были 9 мая зафиксированы и другие инциденты с георгиевской лентой в школах. Почему? Что побудило отдельных педагогов заняться идеологической чисткой и правкой?
На сайте IKVD висит инструкция, напоминающая, что, организуя в школе торжественные мероприятия для того, чтобы соблюсти "единое понимание праздника", необходимо придерживаться основ воспитательного процесса и помнить, что учитель воспитывает члена латвийского общества. В частности, запрещены мероприятия, направленные на прославление советского и нацистского режимов и их символики.
Ну и наконец, несколько школ 9 мая удостоились посещения инспекторов этого самого НКВД, извините за досадную опечатку. С вкрадчивым: "Здравствуйте дети! Расскажите, какой сегодня день? Неужели вы здесь ничего не празднуете?"
Надо сказать, что явление не новое и ситуация повторяется уже несколько лет кряду. В 2015 году Национальное объединение даже пыталось протащить через Сейм поправки, которые приравнивали бы оранжево-черную ленточку к символам тоталитарного СССР и Германии. Однако тогда не вышло.
И заслуживающая восхищения историческая параллель. Элина Чуянова вспоминает свои первые школьные годы, пришедшиеся на конец 60-х. Она ходила в Рижскую 45-ю среднюю школу, с двухпоточными начальными классами. Так вот, ученики русских классов носили prievītes — ленточки с национальным орнаментом.
Тогда родители не рассказывали ребенку, что в советские времена ношение этой ленточки считалось своего рода мягким диссидентством, подчеркиванием национальных ценностей. Оно никак не преследовалось, а инспекторы РОНО и завучи не бегали по школам, срывая их с учеников.
Но что поделать. Тогда мы жили во времена мрачного тоталитаризма…