Представитель латвийского филиала Балтийского института корпоративного управления Андрис Графс недавно сообщил, что плохое управление госпредприятиями в Латвии гораздо плачевнее сказывается на народном хозяйстве, чем в других балтийских странах. И последствия будут тяжелее. По его данным, в Эстонии из 100 крупнейших предприятий государству принадлежит только 6,5%, в Литве — 12,8%, а в Латвии — 30%.
Еще проблема в том, что в Латвии плохо привлекают на эти предприятия инвестиции, продавая их акции населению. Какой толк, что оно держит накопления в чулках скандинавских банков?
Получается, что с одной стороны, государство как главный акционер не хочет делиться с народом толикой своей власти и, в лучшем случае, отдает в свободное обращение 10-25% акций своих госпредприятий. С другой стороны — а вы бы вложили деньги в компанию, если знаете, что она управляется из рук вон плохо, если не сказать — кучкой жуликов, напоминающих администраторов неплатежеспособности?
Но еще более актуальными кажутся выводы представителя института корпоративного управления после недавней истории про Вентспилсский порт и прошедшие мимо него российские деньги. Помните, там две портовые компании позвали участвовать в строительстве газопровода "Северный поток-2", а правительство приказало порту не принимать участия в идеологически вредном проекте, к тому же представляющем угрозу безопасности Латвии: как ранее заявил глава МИД Латвии, потому что по трубе в страну могут проникнуть вежливые зеленые люди.
В результате бизнесмены выставили правительству счет — компенсируйте нам, пожалуйста, 8 млн. евро недополученной прибыли. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс вообще назвал сумму в 100 млн евро, которую в итоге потерял порт и город.
Политики и власти отреагировали на претензию оперативно. Председатель парламентской Комиссии по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнарс Латковскис написал в своем Twitter: "Нет пределов бесстыдству".
Bezkaunībai nav robežu.
— Ainars Latkovskis (@a_latkovskis) June 21, 2017
LETA: Ventspils uzņēmumi lūdz valdībai kompensēt negūtos ieņēmumus "Nord Stream 2" projektā 8,3 miljonu eiro apmērā
А евродепутат Артис Пабрикс откликнулся почти эхом: "Как вообще можно просить какую-то сумму за то, что не продали Латвию России!" — вопросил политик в Twitter.
Kāds varētu pieprasīt IKP summu par to ka nav pārdevis Latviju Krievijai
— Artis Pabriks (@Pabriks) June 21, 2017
Правительство — не тот адресат, к которому стоит обращаться с просьбой компенсировать убытки от несуществующего бизнеса, заявил президент Раймондс Вейонис. Он отметил, что правительство никаких решений в отношении Nord Stream 2 и хранения в Латвии труб для газопровода не принимало, следовательно, от него нельзя требовать компенсировать то, к чему оно не имеет отношения.
Но позвольте, как само руководство проекта приняло решение? Конечно, приняло, когда в Вентспилсском порту отказали. Опять правительство ни при делах? Но ведь порты в Латвии принадлежат государству и самоуправлениям. И государство влияет на решение руководства порта через своих ставленников-комиссаров в советах и правлениях портов. И в данном случае именно через них было принято решение не участвовать в Северном потоке. Такая вот у нас советская власть без плановой экономики.
Глава ассоциации транзитного бизнеса Инга Антане недоумевает и просит объяснить: в каком месте трубопровод угрожает безопасности Латвии? И почему немецким, бельгийским, шведским и финским предприятиям можно участвовать в проекте, а нашим — ни-ни?
А потому, что у них там бардак. И явно не хватает наших советов и наших комиссаров.
Пару месяцев назад председатель комиссии Сейма по европейским делам Лолита Чигане заявила буквально следующее: "Латвия, как страна еврозоны, ответственна за экономическую ситуацию в ЕС". И от таких заявлений становится тревожно уже за экономику ЕС.