Госуправление по-латвийски: советская власть без плановой экономики

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Почти треть крупнейших предприятий Латвии принадлежит государству, которое управляет ими так же неэффективно, как и всей страной

Представитель латвийского филиала Балтийского института корпоративного управления Андрис Графс недавно сообщил, что плохое управление госпредприятиями в Латвии гораздо плачевнее сказывается на народном хозяйстве, чем в других балтийских странах. И последствия будут тяжелее. По его данным, в Эстонии из 100 крупнейших предприятий государству принадлежит только 6,5%, в Литве — 12,8%, а в Латвии — 30%.

Еще проблема в том, что в Латвии плохо привлекают  на эти предприятия инвестиции, продавая их акции населению. Какой толк, что оно держит накопления в чулках скандинавских банков?

Получается, что с одной стороны, государство как главный акционер не хочет делиться с народом толикой своей власти и, в лучшем случае, отдает в свободное обращение 10-25% акций своих госпредприятий.  С другой стороны — а вы бы вложили деньги в компанию, если знаете, что она управляется из рук вон плохо, если не сказать — кучкой жуликов, напоминающих администраторов неплатежеспособности?

Презентация нового самолета Bombardier CS300 авиакомпании airBaltic - Sputnik Латвия
После авиасалона в Ле-Бурже у airBaltic проблемы с самолетом
Вчера буквально сообщили о несчастном пассажире государственной авиакомпании airBaltic Янисе, который должен был лететь в удобном кресле из Питера в Ригу. Ему уже даже выдали посадочный талон. А в самолет не пустили, сказав, что продали больше билетов, чем вмещает серебристый лайнер. Они что там, в госкомпаниях, считать не обучены?

Но еще более актуальными кажутся выводы представителя института корпоративного управления  после недавней истории про Вентспилсский порт и прошедшие мимо него российские деньги. Помните, там две портовые компании позвали участвовать в строительстве газопровода "Северный поток-2", а правительство приказало порту не принимать участия в идеологически вредном проекте, к тому же представляющем угрозу безопасности Латвии:  как ранее заявил глава МИД Латвии, потому что по трубе в страну могут проникнуть вежливые зеленые люди.

В результате бизнесмены выставили правительству счет — компенсируйте нам, пожалуйста, 8 млн. евро недополученной прибыли. Мэр Вентспилса Айварс Лембергс вообще назвал сумму в 100 млн евро, которую в итоге потерял порт и город.

Политики и власти отреагировали на претензию оперативно. Председатель парламентской Комиссии по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнарс Латковскис написал в своем Twitter: "Нет пределов бесстыдству".

​А евродепутат Артис Пабрикс  откликнулся почти эхом: "Как вообще можно просить какую-то сумму за то, что не продали Латвию России!" — вопросил политик в Twitter.

​Правительство — не тот адресат, к которому стоит обращаться с просьбой компенсировать убытки от несуществующего бизнеса, заявил президент Раймондс Вейонис. Он отметил, что правительство никаких решений в отношении Nord Stream 2 и хранения в Латвии труб для газопровода не принимало, следовательно, от него нельзя требовать компенсировать то, к чему оно не имеет отношения.

Строительство морского участка газопровода - Sputnik Латвия
Jutarnjilist: холодная война за "Северный поток - 2"
Премьер-министр Марис Кучинскис также считает, что государство никому ничего не должно по Nord Stream 2. "Кабинет министров выразил негативную позицию по вопросу об участии Латвии в проекте Nord Stream 2, принимая во внимание интересы государства. Кроме того, решение о том, что в проекте не будет участвовать латвийский порт, приняло само руководство проекта", — пояснил его пресс-секретарь.

Но позвольте, как само руководство проекта приняло решение? Конечно, приняло, когда в Вентспилсском порту отказали. Опять правительство ни при делах? Но ведь порты в Латвии принадлежат государству и самоуправлениям. И государство влияет на решение руководства порта через своих ставленников-комиссаров в советах и правлениях портов. И в данном случае именно через них было принято решение не участвовать в Северном потоке. Такая вот у нас советская власть без плановой экономики. 

Ростислав Ищенко - Sputnik Латвия
Цена свободы: почему Латвия не стала балтийской Швейцарией
Недавно кто-то из коллег-журналистов высказался в том духе, что никакого плана по уничтожению Балтии коварной Россией не существует: ни экономического, ни политического, ни, тем более, военного. Он просто не нужен, когда Латвией управляют так же неэффективно, как одной большой госкомпанией с кучей назначенных членов правлений и советов.

Глава ассоциации транзитного бизнеса Инга Антане недоумевает и просит объяснить: в каком месте трубопровод угрожает безопасности Латвии?  И почему немецким, бельгийским, шведским и финским предприятиям можно участвовать в проекте, а нашим — ни-ни?

А потому, что у них там бардак. И явно не хватает наших советов и наших комиссаров.

Пару месяцев назад председатель комиссии Сейма по европейским делам Лолита Чигане заявила буквально следующее: "Латвия, как страна еврозоны, ответственна за экономическую ситуацию в ЕС". И от таких заявлений становится тревожно уже за экономику ЕС.

Лента новостей
0