По мнению журналиста хорватского издания Jutarnjilist Антуна Масле, новая холодная война, разворачивающаяся между Западом и Россией, едва ли не опаснее, чем противостояние США и СССР в прошлом веке. Полный перевод статьи приводит портал ИноСМИ.
Горячая Балтика
Участившиеся инциденты на всех линиях соприкосновения НАТО и России от Балтики до Сирии демонстрируют, что ситуация накаляется и никогда еще со времен окончания прошлой холодной войны не была такой серьезной. Например, больше нет буферных зон в сотни или даже тысячи километров, которые отделяли друг от друга два противоборствующих мира. Когда-то к границе Советского Союза примыкал целый блок стран-сателлитов восточного лагеря, которые теперь являются членами НАТО и в большинстве своем недружественно настроены по отношению к России.
В особенно уязвимом положении оказался сейчас российский Калининград. О том, какова его географическая позиция и что могло бы произойти в случае столкновения с враждебными окружающими странами (Польшей, государствами Балтии и Германией), лучше всего говорит недавний инцидент в небе над Балтикой с участием самолета министра обороны РФ Сергея Шойгу и польского F-16.
Два бомбардировщика летели так близко, что ракетами класса "воздух-воздух", вероятно, даже невозможно было бы воспользоваться. Между ними было расстояние, подходящее для стрельбы из орудия, но не для ракет. Впоследствии было заявлено, что натовский борт выполнял обычное патрулирование воздушного пространства. Он проверял воздушные суда, которые не были идентифицированы транспондером. В НАТО, разумеется, утверждают, что это обычная практика — ведь никто не знал, кто находится в российском самолете. Русские усмехаются: мол, конечно же, вы знали, кто летит на встречу в Калининграде.
Подобная ситуация может легко перерасти в конфликт даже без злого умысла. Что, если бы при сближении произошла авария одного из самолетов? Что, если бы он упал в море? Можно было бы контролировать последствия подобной ситуации? Чем лидеры воспользовались бы в первую очередь — красным телефоном или ракетами?
Труба под санкциями
Пока растет напряженность и учащаются инциденты, механизмы контроля все слабеют. Вашингтон заявил о скорейшем выходе из соглашения о ракетах средней дальности, на что Москва пообещала симметричный ответ. Что означает отмена подобного соглашения? Чтобы понять это, не нужно быть профессором географии — достаточно воспользоваться циркулем. Ясно, что это соглашение не регулирует межконтинентальные действия, а прежде всего устанавливает баланс между Россией и европейскими странами. И тут начинается большая игра.
Поскольку этот газопровод является одним из стратегических немецких проектов, немецкие политики забили тревогу, заговорив даже об ответных санкциях против Америки. С помощью "Северного потока — 2", который будет проложен по дну Балтийского моря в обход Польши и стран Балтии, Германия собирается увеличить поставки газа для собственных нужд, а также стать газовым "хабом" для половины Европы.
США же располагают значительными запасами газа, который собираются продавать Европе через сеть СПГ-терминалов, однако любому ясно, что газ, которые поступает по трубопроводам из России, стоит намного дешевле, чем сжиженный газ в морских танкерах, доставленный из Нового Света в Старый. Лучше других это понимают немцы, для которых импорт энергоносителей жизненно важен. По всей видимости, Германия рассчитывает взять на себя роль европейского лидера в дистрибуции российского газа. Тот, кто контролирует транзит, имеет такие же преимущества, как и тот, кто контролирует месторождения.
Газовый конфликт судного дня
"Северный поток — 2" может стать причиной конфликта на Балтике, хотя сегодня, через 72 года после завершения Второй мировой войны, трудно себе представить войну Европы против России или наоборот. Однако все насторожены.
Даже Швеция, которая не воевала 200 лет, подумывает о покупке американских ракетных комплексов THAAD, которые официально считаются оборонительными, а фактически являются наступательным оружием. Норвегия в свою очередь продлила пребывание американских морских пехотинцев на своей территории.
Польша, Эстония, Литва и Латвия уже давно в авангарде антироссийской риторики, хотя именно они первыми оказались бы на линии соприкосновения. Интересно будет наблюдать за тем, как на американские ультиматумы будет реагировать Германия. Ко всему этому отношение имеет и Украина, которая прежде была основной транзитной страной на пути российского газа на европейский рынок.
Планы по устранению практической монополии России реализуются не так, как предполагалось. Зато котел кипит все сильнее. Оказалось, Москва не собирается отказываться без борьбы от главного источника государственных доходов. Точно отрежет русских от газового рынка только полномасштабная война — "конфликт судного дня", будь то распространение сирийской войны на Ближнем Востоке, столкновение на Украине или конфликт на Балтике.