РИГА, 15 июн — Sputnik, Андрей Татарчук. Большие деньги в латвийском бизнесе есть. Достаточно осмотреться по сторонам, обратить внимание на дорогие машины, поднять голову к верхушкам небоскребов деловых центров. Есть даже успешные производства и компании традиционных рабочих направлений. Непонятно одно — где, как и на чем они зарабатывают? Хотя ответ на поверхности — основные деньги они делают не в Латвии.
Вот и владелец группы предприятий Skonto Group Гунтис Равис объявил о плане в следующем году достигнуть оборота в размере 350 млн евро. К сожалению, не в Латвии.
"Ориентируемся на экспорт. Поймите правильно: у нас — милая зеленая страна, но экономики здесь нет", — заявил Равис.
Как известно, люди делятся на оптимистов и пессимистов. Оптимист Гунтис Равис, начинавший в 90-е с небольшой фирмы по производству окон — круглый перфекционист и реалист. В прошлом году из 9 предприятий в составе Skonto Group лишь одна, LEC, сделала 85% оборота на латвийском рынке. Восемь других предприятий, совершенно разных по профилю, занимаются на 95-98% экспортом продукции товаров и услуг в более чем 20 стран, включая далекий рынок США, куда поставляются строительные панели.
Треть из полутора тысяч работников этой строительной группы, в основном строители и проектировщики, также работает за границей. И количество латвийцев, командированных вахтовым методом в Израиль, Финляндию, Германию и другие растущие страны, по словам Рависа, растет пропорционально отрицательному демографическому развитию Латвии.
Никогда не говорите никогда
Как рассказал Равис Sputnik Латвия, многолетняя стагнация строительного рынка в республике затянется еще не неопределенно долгие годы… А в других странах — бум строительства.
В Стокгольме, где работает аффилированное предприятие Skonto, в прошлом году из запланированных 100 тысяч новых квартир удалось построить лишь около 50%: в Швеции остро не хватает рабочей силы и материалов. Завод железобетонных конструкций Skonto Prefab под Ригой около 95% произведенных строительных панелей поставляет на внешние рынки — в основном в Швецию, причем вся продукция законтрактована до конца этого года. Схожая ситуация в других странах — и это рынки, на которых присутствует бизнес Гунтиса Рависа.
— В Лондоне до 2020 года планируется построить 500 тысяч новых квартир. Я говорил с лондонскими партнерами: при себестоимости строительства в среднем на 30% выше, чем в Латвии, цены продаж и ликвидность там намного, намного выше. Ситуация в строительстве в Европе лучше, чем в мире. В Скандинавии и Британии строят миллионы квадратных метров жилья ежегодно, включая квартиры для беженцев. В Швеции сегодня развивается большой рынок аренды жилья, которого там никогда не было. Лондон, Нью-Йорк, Париж, Сингапур — везде бум жилья, строятся сотни тысяч квартир.
К сожалению, сегодня в Латвии даже один-единственный жилой дом высотой четыре этажа является событием — конечно, это относится к частным девелоперским проектам, речь не идет о муниципальных и государственных проектах. Но их просто катастрофически мало, чтобы отрасль строительства существовала де-факто, — отметил Равис.
Холодный душ на светлую голову
— На внешних рынках только в этом году у нас 100 объектов. Для сравнения, за год в Латвии их — 5. Это строительство детского садика, школы, пожарного депо, душевой для американских солдат в Адажи и реконструкция завода — и это все, — признал Равис.
К слову, так было не всегда: тысячи квартир в сотнях зданий в лучших районах Риги и других крупных городов лет десять назад с энтузиазмом расселяли новые девелоперы. Тогда пузырь недвижимости при ипотечной активности банков раздувался темпами, поразительными для метрополисов Западной Европы и даже Москвы. Сейчас эти дома стоят с пыльными окнами и облупившимися фасадами, есть и пустующие дома югендстиля. Рынок стоит, точнее, он лежит.
В общей сложности в Латвию по этой и другим программам льготных ВНЖ въехали более 10 тысяч граждан других стран, в основном российских оппозиционеров, артистов, людей, уставших от мегаполисов и т.д. Инвестиции в этой сфере за три года суммарно превысили 1 млрд евро — и в риторике политиков все чаще звучали тезисы о новой оккупации Латвии.
Депутаты Национального объединения провели в Сейме закон, увеличив обязательную сумму для покупки недвижимости для получения ВНЖ до 250 тысяч евро. А нерезидентов-собственников квартир и домов, за которые уже отдали деньги, Сейм обложил новой податью на право жить в нашей экологической и демократической республике — еще 5 тысяч евро. И рынок осиротел, жилую недвижимость редко кто кредитует, покупает и продает, этот сегмент отрасли практически аннулирован.
На стагнацию наложился негативный эффект санкционного противостояния Запада и России. В минус даже то, что попадающие в Латвию беженцы, как правило, не остаются здесь жить, а сразу же уезжают в развитые страны с большими мусульманскими общинами. Латвийские граждане, в свою очередь, также очень активно эмигрируют из республики с индексом экономического развития в пределах примерно 50% от среднего по ЕС.
Поймите правильно и посмотрите реалистично
Что делать с замкнутым кругом, Гунтис Равис не знает. Но, конечно, никогда не говори никогда — Латвия, рынок с более чем 1,9 млн потребителей, далеко не пустыня. Компания Рависа модернизировала рижскую ТЭЦ-2 и рижскую ГЭС, построила Южный мост через Даугаву, порт на Русском острове, новый терминал С в аэропорту Рига и еще ряд крупных объектов.
— Поймите правильно: я люблю Латвию, у нас — милая зеленая страна, но экономики здесь нет. Строители здесь в режиме ожидания — например, когда в отрасли доступны средства еврофондов, рынок оживляется за счет вложений в модернизацию инфраструктуры, как дороги. Мы строили участок железной дороги Скривери — Крустпилс, там общий бюджет составлял более 90 млн евро — и оборот на латвийском рынке увеличивался. Два года нет денег европейских фондов, и все ждут. На 5% госбюджет вырастет — все начинают работать. А мы в основном работаем на экспорт, где вода глубже и шире.
Строительное предприятие Skonto būve в составе группы Skonto в 2015 году, имея множество подрядов, показало оборот более 100 млн евро, но в этом году планируется 50 млн евро. Оборот всей группы в текущем году, по прогнозам, увеличится до 200 млн евро — при 134 млн евро экспортных продаж, что сопоставимо с оборотом группы в 2016 году. А в 2022 году с учетом стабильного строительного бума в Европе оборот группы, по прогнозам, составит полмиллиарда евро, где 409 млн евро — это деньги, полученные за товары и услуги на внешних рынках.
Равис уже более 7 лет поставляет продукцию и услуги в Великобританию. Среди его проектов в Лондоне — башни City Road 250, проект Нормана Фостера, архитектора 600-метровой башни "Россия" в "Москва-Сити". Skonto Plan поставляла для лондонских башен фасадный профиль из стекла и алюминия своего производства. Также латвийская компания построила жилой небоскреб Lombard Road на берегу Темзы, а среди партнеров группы Skonto закрепились крупные девелоперы и строители Barratt London, Skanska, SSM Bygg & Fastighets AB, Oslo Tre и другие.
Что после всего этого делать Латвии, где подряд на новые душевые кабинки для иностранных солдат в тихом ранее поселке Адажи — это удача?
В июле готовятся резать пирог Rail Baltica
Гунтис Равис связывает определенные надежды с реализацией проекта железной дороги Rail Baltica. Дорога должна соединить порт Таллина и Варшаву через Ригу и Каунас с веткой на Вильнюс в 2026 году, еще 5 лет уйдет на строительство путей через Польшу до Берлина. Проект этот стоит около 5,8 млрд евро при 85% софинансировании по программе TEN-T со стороны Европейской комиссии.
В Латвии протяженность Rail Baltica по ныне существующей ж/д линии Мейтене — Елгава — Рига — Царникава — Скулте — Салацгрива составит 265 км. И первая часть проекта, которая будет реализована у нас, — это возведение нового железнодорожного вокзала в Риге, моста через Даугаву и ветки до аэропорта Рига. На эти цели планируется потратить большую часть первого транша европейского финансирования в размере 765 млн евро.
— Мы участвуем в конкурсе, заявки будут подаваться уже в июле этого года. Надеюсь, генеральные подряды получат европейские компании — будет очень неправильно, если это будут строители Китая. Но я не пойму, почему в условиях конкурса значится, что строительством вокзала в Риге может обеспечить компания, ранее уже строившая вокзалы в ЕС? Такие компании в Европе можно пересчитать по пальцам. У Skonto būve есть такой партнер. Конечно, в этом конкурсе c другим латвийским предприятием будет участвовать Strabag, — сказал Гунтис Равис.
— У нас есть около 30 проектов в Швеции, много новых заказов в Великобритании — так, в течение пяти лет Skonto планирует строить общежития в Лондоне, а в ближайшие пять лет мы планируем построить 5 тысяч квартир в аренду в Лондоне и Манчестере, что сформирует многие сотни миллионов фунтов оборота. Начали большой проект с партнерами в США. Востребованы деревянные панели завода Skonto Cross Timber. В Стокгольме будет построено 8-этажное здание из деревянных панелей.
Гунтис Равис не стал комментировать возможности экспансии строительной продукции и услуг на рынки стран ЕврАзЭС, в частности в Москву, которую расчищают от хрущевского наследия и в ближайшую пятилетку застроят новыми многоэтажными домами: очевидно, в режиме действующих санкций и контрсанкций западные страны для латвийской компании понятны лучше.
Компания Latvijas Energoceltnieks, сегодня входящая в состав Skonto Group, успешно строила Сыктывкарский стадион. Безусловно, политическая погода сегодня мешает латвийскому строителю свободно участвовать и побеждать в конкурсах и работать над подрядами объектов чемпионата мира по футболу, который пройдет в России в 2018 году.