В Twitter латвийской армии появился видеоролик, призывающий патриотов в ее ряды и подготовленный по заказу Центра рекрутирования.
Как его описать? Знаете, это похоже на то, о чем рассказывают бывалые люди — когда вся твоя жизнь пролетает перед глазами за мгновение. Так и тут. В минутном ролике показана история латышей от XI столетия до наших дней. Тысяча лет уместилась в 60 (не думай о секундах свысока) секунд.
Karavīrs aizsargā ģimeni, tautu, valsti.
— NBS (@Latvijas_armija) 24 апреля 2017 г.
Esi viens no mums, kļūsti #karavīrs! Plašāk te https://t.co/2pBFMHftJP @TribeRiga @Auli_Etnotranss pic.twitter.com/oPhrbXvPP9
Поначалу картинка — идиллическая. Молодая латышская пара. Он косит траву, она нянчит ребеночка. Буханка ржаного хлеба и керамический кувшин — намек на достаток и необходимая этнографическая деталь. Впрочем, оба похожи на хиппи, что свидетельствует о том, что латыши, возможно, были первыми хиппи на Земле, то есть исключительно миролюбивым, пацифистски настроенным народом. Но, увы, молодым не дают спокойно пожить в деревянном тереме (не обремененном тогда еще ипотекой от шведского банка).
После Северной войны — антракт в 300 лет (в русские времена эта земля войн не знала). А в начале ХХ столетия — снова дым пожарищ, сквозь него пробивается латышский стрелок времен Первой мировой и борьбы за первую независимость, с суровым выражением лица и примкнутым к винтовке штыком.
Не знаю, однозначно сказать, что это форма латышского легиона СС нельзя. Чего тогда только не носили, и форма довоенной латышской армии тоже была весьма похожа на немецкую.
А в "Живом журнале" Михаила Маркитанова, в статье о 201-й Латышской стрелковой дивизии, бывшей во время Второй мировой национальным воинским соединением Красной армии, приведена иллюстрация, утверждающая, что именно так выглядели латышские части Красной армии в 1941 году. При их виде у человека, выросшего на советском кино о войне, рука тоже тянется к ППШ.
Видео снабжено текстом, в котором от имени историка Эдгара Дунсдорфа утверждается: в обществе укрепилось мнение, что с исторической точки зрения латышский народ всегда был лишь пассивным объектом и это наложило отпечаток и на историю народа и на его ментальность. Однако, по убеждению Дунсдорфа, это утверждение с исторической точки зрения — абсурдно, с психологической — нездорово и с патриотической — вредно.
Ну а для тех, для кого патриотической начинки для вступления в ряды вооруженных сил маловато, приводится такой аргумент — 780 евро чистыми плюс широкие социальные гарантии.
Кино, конечно, интересное. И если совсем откровенно, то в нем мне больше всего понравились латыши в образе хиппи. Но не в этом ли состоит вечное проклятое противоречие? Сначала всеобщая свободная любовь и непротивление злу. Потом Карлос Кастанеда, наркотические трипы и долги по ипотеке. А потом и паранойя, заставляющая видеть в соседях кровожадных агрессоров и выкапывать старый пулемет.