Стиральный порошок второй свежести и Европа второго сорта, американская оккупация Латвии и аморальное поведение Марин Ле Пен, профессиональные латыши и дыра в земельном заборе – такие вопросы занимали латышские СМИ на этой неделе.
Мы — европейцы не первой свежести
Сортировать людей на европейцев "первого" и "второго" класса оскорбительно и нечестно, убежден обозреватель Latvijas Avīze Юрис Лоренцс. Он возмущен тем, что одни и те же продовольственные продукты, даже косметика и бытовая химия в Латвии и Западной Европе отличаются. Кофе под брендом "Х" или стиральный порошок под названием "Y" у нас худшего качества, чем, к примеру, в Германии или Швеции.
Такая сортировка людей на европейцев "первого" и "второго" класса спустя почти 30 лет после падения коммунистических режимов и развала Советского Союза кажется журналисту оскорбительной и нечестной.
В реальности это будет означать, что в Европе образуются "правящий центр" и "послушная периферия", которая покупает товары худшего качества, поставляет "центру" рабочую силу и еще вдобавок к этому парадоксальным образом заботится о его безопасности.
Наглядный пример: самое богатое государство ЕС и НАТО — Люксембург. Там внутренний валовой продукт в расчете на одного жителя составляет 100 тысяч долларов США, что приблизительно в четыре раза больше, чем в Латвии. В свою очередь, на оборону Люксембург тратит всего лишь 0,4% своего ВВП, в процентном отношении это почти в четыре раза меньше, чем Латвия (1,5% ВВП), сообщает Лоренц.
Расходы на оборону Бельгии, Нидерландов и в особенности Германии в процентах от ВВП также в несколько раз ниже, чем у Латвии, которая намного беднее. Единственные расположенные в континентальной Европе страны — члены НАТО, жертвующие на оборону 2% ВВП, находятся на "периферии" — это Греция, Эстония и Польша.
Хочется надеяться, что у политиков "периферии" хватит смелости притормозить этот проект Европы "двух скоростей", резюмирует Лоренц, советуя выбирать местные, латвийские, товары. Мы ведь сами часто утверждаем, что они самые экологичные, самые вкусные, самые полезные, а значит, самые лучшие.
Как выглядит оккупация
Артур Приедитис на портале разоблачений Pietiek.com обращает внимание на то, что Сейм Латвии принял закон о сотрудничестве с властями США в области обороны. Суть его — Латвия отказывается от права осуществлять юрисдикцию, если преступление на ее территории совершил американский военный. Наказание делегируется США.
Типичная оккупация Латвии была в 1941 году во время Второй мировой войны. Власть ЛССР сбежала, но о создании новой власти в Латвии немцы на протяжении всех военных лет даже мечтать не позволяли, о чем свидетельствует трагическая судьба Латвийского Центрального Совета (ЛЦС).
Приедитис напоминает о послужном списке 3-й танковой бригады 4-й пехотной дивизии ВС США, которая прибыла в Латвию: известные истории о борделях, пабах, многочисленных драках во Вьетнаме и в Ираке. Естественно, большой и неприятный опыт приобрели Германия, Япония и другие страны, где после Второй мировой находятся американские военные базы. Не зря от них в свое время избавилась Франция. В последнее время американских солдат отказывается у себя принять Норвегия. Но не Латвия.
По сравнению с Восточным Тимором — неплохо
Жителям Латвии повезло, хотя и не все могут оценить это по достоинству, заявила в интервью газете Neatkarīgā депутат Европарламента Инесе Вайдере.
По словам евродепутата, главная для ЕС опасность — терроризм и неконтролируемая миграция. Такие события, как год назад в Брюсселе и недавний теракт в Лондоне, теракты в Германии не могут остаться без последствий. Европейцы выступают против неконтролируемой и активной миграции, против нежелания мигрантов интегрироваться.
"Что это за мораль такая, если можно призывать снять санкции против государства, которое оккупировало территорию другой страны и принимает участие в убийстве невинных людей?! Ясно, что Ле Пен получила задание от России, в случае ее победы это станет ясно", — заключила Вайдере.
Профессия — латыш
В спешке одержана очередная победа над иностранными скупщиками земли, а заодно и над Еврокомиссией, которая запретила Латвии требовать от иностранных инвесторов иметь сельскохозяйственное образование, пишет Иварс Бушманис в Latvijas Avīze.
На сей раз Сейм оказал государственному языку высокую честь, повелев, чтобы покупатели сельхозугодий говорили по-латышски. Однако радость от такого решения не будет долгой, предупреждает Бушманис.
В воздвигнутом для иностранных инвесторов заборе оставлена огромная брешь для перекупки местных фирм. Почему, спрашивает автор, в Сейме отклонили разумное предложение требовать у покупателей земли доказательства законности происхождения средств? Для того, чтобы продолжала существовать профессия "латыш", который на чистом латышском убедит земельную комиссию самоуправления в том, что доставшуюся ему от дедов землю обрабатывает сам?
В любом случае Еврокомиссия вряд ли останется безучастной, и Латвии, скорее всего, придется вновь отменять свое решение.