Само явление "Не слушать по политическим причинам" появилось не вчера. Взять того же Вагнера: его музыка не звучит на территории Израиля и не будет звучать, пока не умрет последний узник Бухенвальда.
Рихард действительно был выдающимся антисемитом, но точку в израильской карьере покойного композитора поставил тот факт, что Вагнера посмертно полюбил фюрер. С 1938 года произведения знаменитого музыканта перестали звучать на территории земли обетованной, а евреи во всем мире, за редким исключением, отказываются их исполнять на других площадках.
Накануне в Ригу приехала украинская группа "Океан Ельзи". Сегодня сложилось так, что любое словосочетание, в котором присутствует слово "украинский", неизбежно разделяет людей на два лагеря: за и против. Быть "просто украинским" уже нельзя — можно или с приставкой "про" или с "ярко выраженной антиукраинской позицией".
Лидер группы Святослав Вакарчук и не пытался, сразу четко заняв позицию официальной Украины. Сначала были выступления на Майдане, позднее — отчисление части гонораров на нужды украинской армии. Своей установки он не скрывал, но к чести сказать — особо ей и не кичился.
Нет, часть людей, разумеется, пришла послушать любимые песни и посмотреть на любимых музыкантов. Но все же легкий флер политики в воздухе висел. В первых рядах прочно закрепились люди с украинскими флагами, а в фойе звучали не названия любимых песен, а рассуждения на тему происходящего на востоке Украины. В это же время противоборствующая сторона развила военные действия в сети, обвиняя посетителей концерта в поддержке войны, апеллируя к тому, что часть гонораров группа направляет на поддержку украинских солдат.
А Вакарчук вчера пел. Пел новые и старые песни, разговаривая с публикой по-английски на темы, не связанные с войной. Лишь пару раз он сказал, что сожалеет о происходящем в его стране. Я его могу понять, даже мне жаль, что все происходит так, как происходит.
Я периодически покупаю товары компаний, которые прямо или косвенно поддерживают военные конфликты, в которых я занимаю противоположную позицию. Да что уж там, я ежедневно плачу налоги стране, распределение которых идет вразрез с моими убеждениями. Селяви.
Достаточно копнуть семейный бюджет любого человека, чтобы выяснить, что на расстоянии пяти рукопожатий он, так или иначе, финансирует нечто, противоречащее вашим интересам. Я несколько лет наблюдаю за последствиями различных санкций государственного уровня. Вводить личные я не хочу. Я не хочу любить песню "Сьюзи" ни благодаря, ни вопреки. Я просто хочу любить песню "Сьюзи".
Разумеется, можно заломить руки и начать кричать о бесчеловечности — расчет был на это. Но если посмотреть правде в глаза, то очевидно — выбор конкурсантки был не случаен. Отказ был предсказуем и выгоден в первую очередь российской стороне. Весь сценарий был отыгран как по нотам в четыре руки. По топорным, банальным нотам. В очередной раз музыка выступила политическим инструментом и сыграла по заранее подготовленным струнам души.
А Вагнер в Израиле все-таки прозвучал. 26 июля 2011 года, по инициативе дирижера Роберто Патерностро, на земле обетованной прозвучала "Зигфрид-Идиллия". Перед концертом зрителей предупредили: будет Вагнер. Протестующим предложили не слушать. Вышло два человека. Как пояснил сам инициатор концерта, евреи достаточно настрадались от творчества Рихарда Вагнера. Несправедливо заставлять их страдать от его отсутствия.