РИГА, 15 авг — Sputnik, Инга Берзиня. Группа "Вопли Видоплясова" сыграла многие хиты — "Танцi", "Весна", "День нарождения" и даже цоевскую "Пачку сигарет" (15 августа — годовщина со дня трагической смерти Виктора Цоя – ред.). А после концерта лидер группы Олег Скрипка ответил на вопросы.
— В Латвии мы во второй раз. Первый раз мы выступали лет 12-15 назад на каком-то рок-фестивале. И это, кажется, был день города. Тепло не было, но было лето. В этом году выступили в Юрмале на Днях Украины, на главной улице, а потом в общем концерте со всей украинской голимой попсой, спели три песни, и чуть ли не единственные – живьем.
А впервые в Ригу я попал, когда учился в институте в Киеве — на каникулах с друзьями поехал автостопом по всему Советскому Союзу. Мы добрались до Западной Украины и оттуда в Прибалтику. Очень долго ехали.
В Риге я как подрастающий музыкант и эстет купил билеты в Домский собор, но, как только заиграла первая нота органа, заснул и проснулся только на последней.
Потом мы немного погуляли по городу и уехали.
— Как-то на "Славянском базаре" в Витебске вы выступали с джазовой программой, и еще был ваш сольный джазовый проект в Чикаго. Насколько вам самому нравится джаз?
— Основная моя деятельность – роковая. Надо же и попрыгать на сцене, в джазе не та традиция. Но сейчас я выступал с большим биг-бендом и в мае тоже — в галстуке-бабочке, все как положено. Скажу, что в этом есть свой прикол — иногда почувствовать себя Вахтангом Кикабидзе.
В другой манере совсем — спокойным, элегантным. Я по гороскопу "близнец", а близнецы всегда в двух ипостасях. И вот такая другая ипостась, хорошая эстрада или джазовый образ мне тоже очень нравится. Может, потому, что это связано с той музыкой, на которой я вырос. Это Джо Дассен, Шарль Азнавур, ранний Лев Лещенко, тот же Вахтанг Кикабидзе, Муслим Магомаев. Хорошая музыка была с хорошими бендами, с хорошими эстрадными аранжировками. Но пока для меня это только хобби.
— А что вы слушаете дома?
— В принципе, я живу по заветам великого чукчи: чукча не читатель, чукча — писатель. То есть музыку я почти не слушаю. И если что-то слушаю, то для работы. При подготовке к фестивалям я прослушиваю очень много музыки молодых групп, много современной модной музыки, иностранной. Когда пишется новая песня, ты ищешь референс: что-то подобное, какие-то похожие музыкальные решения, которые сейчас актуальны.
А для души… В машине я слушаю лаунж, негромко, чтобы не напрягало. Наверное, вам говорили музыканты: когда приходишь в ресторан, то просишь выключить музыку? А почему? Потому что мы, музыканты, музыку не любим!
— Вы сегодня исполнили в числе прочих еще и цоевскую песню с проекта "Кинопробы". Есть ли у вас еще какие-либо песни, которые бы вы хотели перепеть? Может, из советской эстрады или русского рока?
— После Виктора Цоя мы спели еще и песню "Попс" Егора Летова, "Ален Делон не пьет одеколон" "Наутилус Помпилиус" — только на французском языке, "Напои меня водой" Гарика Сукачева, "Белый пепел" Александра Маршала. А до этого еще в дремучих 90-х был "Постой, паровоз!" Мы тогда сделали эту песню в стиле панк.
У нас накопилась масса кавер-версий, и мы собрали из них альбом, но случилась война… И так как в большинстве это песни российских рокеров, мы альбом не стали выпускать, потому что его бы неоднозначно приняло украинское общество. Мы обязательно его выпустим, просто надо немного подождать.
— Вы перепели песню Егора Летова "Попс", а что для вас попса или попс?
— Только не путайте попс с эстрадой. Эстрада на самом деле хорошая вещь, если говорить в философском смысле. В мире всегда какая-то хорошая вещь или явление превращается в свою противоположность. Так, коммунистические идеи гуманизма со временем переходят в антигуманистические и какие-то античеловеческие вещи.
Эстрада в свое время была просто прекрасной, красивой музыкой про любовь, а со временем превратилась в антигуманную музыку, которую мы сегодня наблюдаем. Такие процессы происходят и в рок-музыке на наших глазах, и в политике.
"Попс" для меня тоже самое, что и в понимании Егора Летова — это потребительское отношение к жизни, когда у человека нет ничего святого.
Много раз нас приглашали на какие-то совместные тусовки и фестивали с попсовыми исполнителями. И они говорили нам: мы слушаем вашу музыку и много другой хорошей музыки.
"А чего же вы такое дерьмо тогда поете?" — спрашивали мы.
"Ну так люди хотят это дерьмо слушать", — вот и весь ответ.
Это значит, что есть люди, которые не любят публику, не любят других людей, не уважают их. По сути, это начало фашизма, когда ты себя считаешь высшим человеком, а других запросто можешь поливать какими-то помоями. И попсеры очень часто спиваются, плохо выглядят, у них плохое здоровье. Это все из-за глубокого внутреннего конфликта.
Попс — это и есть внутренний конфликт, цинизм. Он есть в эстетике, в дизайне, в политике, в отношениях между друзьями, в социуме.
Ведь есть же у нас такие друзья, с которыми ты хорошо общаешься, но за солью в час ночи не придешь. То есть общение такое неглубокое, неискреннее. Мы все знаем, что на селе живут простые люди, более искренние. А вот город – это среда такого попса. Это вибрации неискренних людей, людей испуганных, закрытых. Попс – это еще и синоним закрытости и страха.
- Но они, как правило, зарабатывают в разы больше.
— Заработать большие бабки, продавая какие-нибудь чипсы или впаривая людям яд, думаю, несложно. Если, конечно, тебя ничего внутри не останавливает. Быть честным и просветленным схимником где-то в землянке или уехать на Тибет и там медитировать, думаю, тоже не очень сложно.
А быть в обществе, и быть честным по отношению к самому себе и по отношению к остальным, да еще заработать хорошие бабки, это, думаю, сложно.
И это интересно. Тогда ты не сопьешься и не снаркоманишься. Это в первую очередь хороший вызов самому себе. И хорошая задача, которую мы редко выполняем, потому что мы ее себе редко ставим. Нужно просто сделать правильный выбор. Мне пока это не удалось, но я на пути.
— Считается, что рок-н-рольщики — это сплошь наркоманы и пьющие люди. Но Михалок пропагандирует здоровый образ жизни, и Вакарчук, и вы тоже. Может, рок-н-ролл поменял имидж?
— Начнем с того, как возник рок-н-ролл. Это музыкальное проявление хиппи-идеи. Хиппи-идеи возникли в 60-х и чуть не развалили капитализм. И в то время американцы и французы очень жестко разобрались с хиппи-идеологией. А мы не очень хорошо об этом всем знаем. Было очень жесткое подавление студенческого восстания в 1968 году в Париже, а в Америке хиппи-поселения уничтожались даже физически. Тогда же возникла идеологическая борьба.
К рок-н-роллу нужно было прилепить негативный образ, и в недрах ЦРУ был создан образ Мэнсона для очернения хиппи-движения. Мол, хиппи убивают людей, это движение живет по принципу — sex, drugs & rock`n`roll. Конечно, все это присутствовало, но не было доминантным. А главным было: peace & love. Но до наших дней дошел именно этот негативный образ.