К сожалению, в латвийских СМИ уже давно возникла недобрая традиция: описывать только свои достижения, не замечая побед коллег. Это ведет к изоляции, а изоляция — отличная почва для деградации. Поэтому Sputnik с удовольствием расскажет о победах всех участников и даст ссылки на материалы, доступные в интернете, — чтобы было на кого равняться и чтобы наши читатели имели возможность прочитать работы лучших латвийских журналистов этого года.
Получить "Янтарное перо" непросто и довольно престижно. Авторов, как всегда, больше, чем премий, включающих в себя и деньги, и памятную статуэтку из гранита, янтаря и бронзы, изображающую перо в чернильнице. Как рассказал посол России в Латвии Евгений Лукьянов, конкурс проводится в Латвии в 12-й раз, конкурсные работы отбирает жюри, составленное из маститых латвийских редакторов и журналистов. В этом году премии получили 7 журналистов и еще двум авторам достались специальные призы.
— Конкурс отражает ситуацию в отношениях между нашими странами, — рассказал Евгений Лукьянов перед церемонией награждения. — В этом году на конкурс сдано гораздо меньше материалов об экономике, чем на прежние состязания, что подчеркивает провал отношений наших стран в экономической сфере, и больше сдано материалов на тему культуры, что говорит о том, что культурные связи все еще существуют.
На самом деле, это куда больше трагедия для Латвии, чем для России, поскольку еще недавно именно с Россией был самый большой товарообмен у нашей страны. Противники этой мысли говорили, что, дескать, если собрать все страны Евросоюза вместе, то их совместный товарооборот с Латвией был выше российского. В любом случае война санкций гораздо больнее бьет по Латвии, чем по России. Как по латвийскому импорту в Россию, который совсем непросто перенаправить в другие страны, так и по российскому транзиту через Латвию, который уже несколько сотен лет составляет важную часть экономики Риги.
Премию за лучший экономический материал получил автор журнала "Открытый Город" Александр Видякин. Как отметило уважаемое жюри, награда досталась ему не только за литературные достоинства, но и за оптимизм. Александр взял интервью у представителей двух крупных российских предприятий, имеющих в Латвии свои представительства — "Уралхим" и "Северсталь". Как оказалось, именно промышленные предприятия приносят прибыль латвийской экономике.
Как признался Александр, добиться интервью было непросто, потому что организации эти довольно закрытые, и одно из этих интервью подготавливалось целых 4 месяца.
История культуры и есть культура
Лучшей работой в сфере культуры было признано интервью Ольги Соколовой в журнале "Корни" с Антониной Ильиничной Пикуль, вдовой известного российского писателя Валентина Пикуля, жившего и писавшего в Латвии. Как рассказала член жюри, авторитетный редактор Татьяна Фаст, Пикуль в этой работе предстал непривычно домашним и уютным, и читатели смогли увидеть скрытую от других неофициальную сторону литератора.
В рубрике "Интернет" уважаемое жюри отметило работу автора портала Delfi Кристины Худенко — интервью с режиссером Александром Сокуровым, вызвавшее довольно большой резонанс, под названием "Александр Сокуров: "Мы вас в русский ковчег не возьмем — в американский попроситесь!" Честно говоря, какую работу Кристины ни возьми — все золото. Правда, довольно объемное, лонгрид. Но если дочитаете до конца, будет над чем подумать.
Самым выдающимся материалом в номинации "Латвийско-российская история" жюри конкурса назвало работу Аллы Березовской "Шафрановый брат Версаля". Автор охарактеризовала героя своего интервью, директора Рундальского дворца Иманта Ланцманиса, так: "Это человек, в отличие от многих не ставший "переобуваться в воздухе", до сих пор отмечающий помощь российских коллег музейщиков и продолжающий с ними сотрудничество".
Приз "За лучший материал по вопросам внешней политики России" получили Максим Гусаров и Игорь Заблоцкий за интервью с предыдущим послем России в Латвии Александром Вешняковым (Ducascopy TV, 5 февраля 2016 г.) и фильм "Александр Вешняков". Самого Гусарова на награждении не было, был занят на съемке нового сюжета.
Самым интересным материалом в рубрике "Аналитика" был признан материал автора газеты "Сегодня" Юлии Александровой "Зачем нам, поручик, чужая земля?", сравнивающий две волны русской эмиграции в Латвию: "белую волну", бегущую от новой советской власти, и современных российских эмигрантов.
Юлия получает награду "Янтарное перо" в третий раз.
Представляя номинанта в сфере "Радио", член жюри, известный журналист и продюсер Александр Шунин назвал работу коллег радио Baltkom "высшим пилотажем". Награду получили Константин Ранкс и Вадим Радионов за организацию круглых столов по научно-популярной тематике, к которым они привлекают как латвийских, так и российских экспертов, делая передачи чрезвычайно насыщенными и объемными.
Если в обычных латвийских радиоэфирах присутствует один-два эксперта, то Baltkom взял новый стандарт и в рамках одного круглого стола дает возможность высказаться до 10 авторитетнейших экспертов, дающих оценку с необычной стороны. Кстати, Вадим Радионов также награждается в третий раз.
Отдельный спецприз получила Инна Харланова за серию материалов о российских пенсиях в Латвии, подробно рассказывающих о ситуации в целом, и о том, как получить эту самую пенсию.
Представляя этого автора, известный редактор, журналист и публицист Ксения Загоровская назвала труд Инны Харлановой в разных газетах бесконечным романом, призванным помочь людям и дающим очень конкретные рецепты для достижения своих целей. Ее труд отметил также и директор Дома Москвы Юрий Силов, поскольку в этом центре культурного и делового сотрудничества помогают оформить российскую пенсию.
Дали спецприз и мне — за публикацию "Музей этнически чистой культуры", переполошившую рижский русский культурный мир и тут же разобранную на цитаты.
Честно говоря, подавал я на конкурс другие материалы, связанные с Рундальским дворцом и фильмом BBC "Война и мир". Однако жюри отметило именно материал о музее, так как он вызвал наибольший резонанс среди коллег и привлек внимание к теме культурного передела истории латвийской живописи и отделения латышских художников от их русских учителей и коллег.
Как сказали представители жюри, это важная тема, которая чуть не прошла незамеченной, и материал "Музей этнически чистой культуры" произвел настоящий фурор, став на некоторое время поводом для дискуссий на многих латвийских площадках.
Авторов, выигравших спецприз, наградили не только деньгами, но и возможностью провести уик-энд в санатории "Янтарный берег". Я так обрадовался возможности уединиться и закончить, наконец, книгу, которую пишу уже год, что даже потерял деньги, заботливо возвращенные коллегами.
Говоря о российско-латвийских отношениях и работах 2016 года, я не могу не упомянуть и специальный проект Спутника "Наивные путешественники", который также выдвигался на премию "Янтарное перо".
Перечисляя лучших авторов Латвии прошлого года, я не могу забыть и своих коллег Алексея Стетюху, Валентина Роженцова и Робертса Вицупса, которые хоть и не получили в этот раз приза, но сделали ближе и понятнее Россию, где проживают 20 тысяч латышей. Подобного объема работ по этой теме в Латвии ранее не было. И если вы, дорогой читатель, пропустили эти истории, призываю вас их прочитать. Потому что лучшая награда журналисту — это ваше внимание.