РИГА, 21 мар — Sputnik, Елена Кириллова. Вопрос о легализации в Латвии эвтаназии обсуждался уже не раз, но сейчас волна поднялась с новой силой. Причина — петиция Петериса Букса, ставшего свидетелем мучительной смерти своей бабушки.
Уйти из жизни достойно
Нынешняя медицина дает возможность дорого и долго умирать. Настоящие истории идут от тех, кто имеет собственный опыт, говорит автор сбора подписей за легализацию в Латвии эвтаназии. По словам Петериса, его бабушка была статная, интеллигентная женщина, ветеринар, которая очень любила животных.
Но к концу жизни женщина ослепла и стала совсем беспомощной. Она медленно угасала: проблемы с кровеносными сосудами вызвали гангрену, что причиняло ей немыслимую боль. "Это как будто тебе сверлят мозг", — говорила бабушка Петерису. Потом было принято решение ампутировать сначала одну, а затем и вторую ногу. "Это не был выбор бабушки — она уже сдалась", — считает ее внук.
"Старому человеку не давали спокойно умереть, превратив конец жизни в бесконечное мучение. Я держал ее руку, когда она затихала в судорогах агонии. Такие моменты остаются в памяти. Это не воля Бога и не карма, так как страдающий даже не может попить, и без помощи других он умрет от обезвоживания или от голода, что, вероятно, было бы быстрее и менее мучительно", — пишет Петерис.
История тяжелой смерти бабушки и подтолкнула мужчину на создание инициативы по сбору подписей.
"Эвтаназия даст возможность людям обеспечить себе достойный уход из жизни, а также не быть обузой для себя и других", — подчеркивает Петерис Букс. Он также указал, что, на его взгляд, эвтаназия должна быть диагностически обоснована и являться добровольной, то есть только по просьбе больного или его близкого, если больной находится в забытьи и у него уже нет шансов вернуться в сознание.
Рак оказался быстрее эвтаназии
На данный момент эвтаназия легализована лишь в некоторых европейских странах: Бельгии, Люксембурге и Нидерландах. В свою очередь, в Швейцарии и отдельных штатах Америки разрешено ассистирование врача при самоубийстве.
Портал Kasjauns.lv следил за этой полной безысходности историей, а также за тем, как шел сбор денег. Средства на последнюю мечту Виестурса удалось собрать достаточно быстро, но болезнь оказалась еще быстрее — в ноябре позапрошлого года Виестурс умер в Латвии, так и не дождавшись поездки в Швейцарию.
Тогда, на фоне обострившейся дискуссии о необходимости легализации эвтаназии, латвийские политики почти однозначно подвели черту: Латвия к этому пока не готова. Подобную точку зрения высказали тогдашний министр здравоохранения Гунтис Белевич и врач-психолог Онкологического центра Майя Карклиня.
Последняя заявила, что для Латвии это неподходящий момент — страна не готова ни морально, ни материально, ни юридически. По словам Карклини, нынешняя медицина на сто процентов способна облегчить боль и муки больного. Она также утверждала, что паллиативный уход в Латвии на высоком уровне, правда, добавила, что, возможно, доступен не для всех.
Мнения разделились
Несколько иное мнение высказал известный латвийский реаниматолог Петерис Клява. На его взгляд, у человека есть право не терпеть муки до самой смерти. Но этот вопрос должны решать профессионалы, а не общественные активисты. Одним словом, дискуссия по эвтаназии показала, что единого мнения нет даже среди врачей.
По мнению юриста, эксперта по медицинскому праву Солвиты Олсене, в Латвии сложилась катастрофическая ситуация с людьми, которым требуется паллиативный уход, но денег на это у них нет.
"Этот уход, который предлагается нам за госсредства, я не могу назвать паллиативным", — отметила она.
Эксперт считает, что в Латвии все опустили глаза и заткнули уши, чтобы притвориться, что проблему не видят и не слышат.
Нынешняя министр здравоохранения Анда Чакша концептуально поддержала прежний курс министерства и заявила, что вопрос легализации эвтаназии на повестке дня у законодателей не стоит. По ее мнению, это не только медицинский вопрос, но также юридический и религиозный. А вот деньги на паллиативный уход, который сейчас в полной мере доступен только детям, и медикаменты для снятия боли нужно непременно найти, считает Чакша.
Церковь сказала "нет"
Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви Латвии Янис Ванагс достаточно четко разъяснил свою позицию по данному вопросу. В одном из своих последних интервью он сказал, что на врачей нельзя возлагать обязанность убивать человека.
"Важно прожить всю жизнь", — считает архиепископ.
Вызывают опасения у главы Евангелическо-лютеранской церкви Латвии и новые инициативы стран, где уже разрешена эвтаназия. Там, по его мнению, теперь пытаются расширить и список болезней, и круг лиц, которые допускаются до добровольной смерти, включая детей. Решение проблемы Янис Ванагс видит в развитии паллиативного ухода, который позволит людям умирать без мук.
Право на смерть
Любопытно, что, несмотря на катастрофическую ситуацию с паллиативным уходом в Латвии, почти стопроцентно гарантирующую неизлечимо больному муки и страдания, инициатива по легализации эвтаназии не пользуется большой популярностью. По крайней мере пока ее подписали лишь чуть более тысячи человек. Похоже, латвийцев не сильно волнует возможность добровольно уйти из жизни при помощи врача.
По мнению специалистов, если дело дойдет до обсуждения, то самым сложным в вопросе легализации эвтаназии будет определить тот момент, когда принимается вопрос об уходе из жизни — должен ли пациент делать это в полном сознании и давать ли право на решение родственникам безнадежно больного.