О вкусах не спорят? Это смотря о каких…
Год тому назад Sputnik уже писал о достижениях латышского садовода Эглонса Брунса, который создал новые сорта яблок – "латышский легионер" и "дети легионеров". Лично я такие яблоки, наверное, есть бы не стал, если бы, конечно, меня заранее предупредили, как они называются. Потому что для нашего общества это не яблоки познания добра и зла, а яблоки раздора.
Если латвийцы, волею судьбы попавшие в ряды легиона, — жертвы исторических водоворотов, то это одно. Тогда тут уместна скорбь, венки, траурные ленты, поклонение местам захоронения. И в таком контексте памятные мероприятия проводятся для того, чтобы черные страницы истории больше не повторялись.
"Раздвоение личности", которым страдает Латвия, 16 марта чувствуется особенно остро. Официальная Рига настаивает на том, что люди, идущие в этот день к памятнику, лишь кротко поминают павших, угодивших в жернова между двумя воюющими сторонами. А, например, в социальных сетях Национального объединения заметны другие настроения. Там легионеры уже позиционируются как герои, на которых стоит держать равнение молодежи. Помните календарь, страницы которого украшали героические воины из легиона?
Латыши — нация небольшая. Конечно, на своем пути к независимости ей часто приходилось выбирать себе союзников. В этом деле так важно не ошибиться. В 1917-м в союзники взяли большевиков, а в 1940-м они вернулись. В годы войны часть латышей увидела союзников в немецкой армии, которая в итоге оказалась проигравшей в суде истории. Сегодня у Латвии новые патроны и покровители — это НАТО.
Остается только надеяться, что на сей раз союзник выбран правильный, такой, который не подведет и за который в будущем не будет стыдно.
P.S. Кстати, именем легионеров называют не только плоды яблони. На портале apollo.lv читательница бурно отреагировала на невинную заметку о том, что в Литве и Латвии зафиксированы случаи опасной болезни — так называемой болезни легионеров.
Однако к 16 марта, будем надеяться, вспышка заразы никакого отношения не имеет. Как поясняет "Википедия", название заболевания связано со вспышкой в 1976 году тяжелого респираторного заболевания, когда более 4 тысяч участников съезда Американского легиона собралось в Филадельфии. Всего же во время этой вспышки заболел 221 человек, из них 34 скончались.