Власти Латвии ведут себя как оккупанты, потому что молятся не Богу, а Золотому тельцу. Под прикрытием псевдонациональных лозунгов в стране создали политическо-криминальную группировку, глубина и ширина которой не поддается изучению. Принявший гражданство Латвии афроамериканец боится роста расизма.
Виноваты не Лембергс и Ушаков, а Эрос и Люцифер
В последнее время ширится хор представителей латышской интеллигенции, который выражает разочарование и растерянность происходящим в Латвии. К нему присоединилась публицист и режиссер Вита Бейнерте. В газете Latvijas Avīze она прибегла к смелому сравнению нынешних властей Латвии с теми, кто правил здесь в годы оккупации. И назвала причину всех бед Латвии — здесь забыли Бога!
"Когда вокруг была враждебная власть, чужие войска и вооруженные люди в танках, единственное, на что мы могли положиться, был Бог. И случилось чудо. Мы вернули независимость, не пережив ни кровопролития, ни ужасов гражданской войны", — пишет автор.
Однако вместо того, чтобы построить в своих сердцах алтарь благодарности Богу, латвийцы занялись дележом пирога под названием "независимость" — кто заслужил себе больший кусок. Большинство, увы, ни с чем разошлись по домам. Тогда многим казалось, что независимость и благосостояние — синонимы, вспоминает Бейнерте.
Именно поэтому, по мысли Бейнерте, в Латвии сейчас многие чувствуют разочарование. Не в самой идее независимости, а в том, как все происходит. Как стало возможным, что в Латвии власть принадлежит нескольким семьям? Что правительство в своей собственной стране ведет себя как оккупационная сила?
Когда пришлось выбирать, спасать народ или владельцев банков — решили спасать вторых. В результате долги двоих банкиров были взвалены на плечи всех налогоплательщиков в Латвии, всего — тринадцать миллиардов.
Еще есть "золотой" мост и здание СГД, построенное на "алмазной" земле. И закон о пенсиях, согласно которому одному пенсия — девятнадцать тысяч, другому — неполные девяносто евро. Кто-то всю эту схему спланировал, возмущается режиссер. У каждого преступления есть имя и фамилия.
Один из собеседников Бейнерте как-то пожаловался ей, что ничто так не подвело Латвию в последние годы, как надежда.
"И это не Бог нас кинул, настало время назвать настоящие имена тех, кто нас подвел", — по мнению автора, это даже не Лембергс, Шлесерс, Годманис, Ушаков, Шкеле или Калвитис, но Маммона, Эрос, Фортуна, Вакх, Люцифер — вечные жулики, которым мы служили верой и правдой.
"Что делать? Научитесь говорить хватит! Надо понять, что государство — это не несколько семей, которым мы легкомысленно позволили перенять власть, но все мы! И продолжать жить, медленно, но неотвратимо строя защитный вал против зла, чтобы не подпустить его к себе", — делится рецептом Бейнерте.
Система, однако
Близок к предыдущему оратору и ветеран латвийской публицистики Виктор Авотиньш, который в газете Neatkarīgā Rīta avīze рассуждает, почему в Латвии такая власть, какая она есть.
Раньше его учили, пишет автор, что в отрегулированной системе смена начальников является всего лишь формальностью, независимо от ранга. Однако нынешняя латвийская система слишком похожа на советскую. Например, ее изъян в том, что с профессиональной оценки она переключается на политическую и эмоциональную. Поэтому государственные институты становятся частью некоего "осьминога" или "пирамиды".
"Чего стоит процесс выборов глав СГД, БПБК и Национального совета по электронным СМИ", — подчеркивает Авотиньш. Именно в политической элите принято искать людей, которые не позволят этим конторам существовать как государственным, а не партийным структурам.
Свои мысли публицист подкрепляет цитатой из открытого письма, которое подписал его коллега Илмар Анцанс: "Создана […] система подрыва государства изнутри: политический, экономический, правовой и конституционный бандитизм в Латвийской Республике […] Власть имущие с псевдонациональными лозунгами создают качественную политически-криминальную группировку, глубина и ширина которой не поддается изучению".
Увы, кроме самого общества нет никого, кто мог бы повлиять на происходящее. Это только в наших силах, пишет автор. Его радуют по разным поводам встреченные молодые, зрелые люди. Он видит в них позитивный, духовный, творческий, интеллектуальный, предпринимательский потенциал. Вопрос в том, почему этот потенциал не выражается политически? На вопрос об участи этих людей в политике, они реагируют явным отторжением. "Почему? Помогите найти ответ!" — завершает Авотиньш.
Новый афро-американо-латыш
Колоритный афроамериканец и гражданин США Джордж Стилс, который уже 23 года живет в Латвии и которого знают как музыканта, певца хора Gaudeamus, актера театра и сериалов, основателя общества AfroLat, преподавателя английского языка и правозащитника, 25 января стал гражданином Латвии, пишет Kas jauns.
В Латвию Джорджа привела любовь. Свою жену латышку Уллу Джорджс встретил в США, а потом они переселились в Латвию. У пары двое детей— 13-летняя Джония и восьмилетний Эрикс.
Вновь обращенный латыш еще год назад признавался в прессе: пока дети ходят в школу, семья останется жить в Латвии. Однако он не скрывал: здесь нелегко. И он боится, что агрессивности по отношению к темнокожим станет только больше.
Однако он добавляет, что является афроамериканцем и гордится своей национальностью, своим цветом кожи и своими предками. Но в то же самое время уважает государство, в котором живет, и уважает людей, которые в нем живут.