Гитлеровским войскам не удалось овладеть с ходу Северной столицей. День и ночь около полумиллиона горожан создавали новые рубежи обороны. Противник был остановлен в шестнадцати километрах от Зимнего дворца. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось.
В ноябре 1941 года начался настоящий голод. Размер продовольственного пайка постоянно снижался. Рабочие получали 250 граммов хлеба в сутки. Служащие, дети, старики — по 125 граммов. Хлеб этот на сорок процентов состоял из солода, овса и шелухи, а позже и целлюлозы. Смертность от голода стала массовой. Похоронные службы ежедневно подбирали на улицах сотни трупов.
Хуже всего приходилось детям. В записной книжке двенадцатилетней Тани Савичевой девять страничек. На шести из них даты: "28 декабря 1941 года Женя умерла, бабушка умерла 25 января 42-го. 17 марта Лёка умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая — дядя Леша. Мама — 15 мая. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".
За весь период блокады из города эвакуирован один миллион триста тысяч человек. Большая часть вывезенных детей никогда не увидят своих родителей. Единственный путь — "Дорога жизни", по которой доставлялось в город продовольствие, была проложена по льду Ладожского озера.
В 1942 году было предпринято пять попыток прорыва блокады. Все они оказались безуспешными. Блокада была прорвана 18 января 1943 года. Германское командование, осознав, что захватить Ленинград, скорее всего, не удастся, резко — в шесть раз — увеличило артиллерийский обстрел города. Но ленинградцы воспряли духом — жить, хоть чуть-чуть, хоть немного, стало легче. До полного снятия блокады — 27 января 1944 года — ленинградцам пришлось ждать еще целый год.
За годы блокады погибли, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число в 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов, остальные умерли от голода.